Золушка (балет)

Золушка
Золушка
Композитор

Сергей Прокофьев

Автор либретто

Николай Волков

Источник сюжета

одноимённая сказка Шарля Перро

Хореограф

Ростислав Захаров

Дирижёр-постановщик

Юрий Файер

Последующие редакции

Константин Сергеев, Фредерик Аштон

Количество действий

3

Год создания

1944

Первая постановка

21 ноября 1945

Место первой постановки

Большой театр

Золушка — балет в трёх актах Сергея Прокофьева (опус 87). Либретто Николая Волкова по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.

Содержание

История создания

Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова. Ранее на сюжет Золушки ставились балеты на музыку других композиторов.

Борис Пастернак писал Галине Улановой после премьеры балета в Москве в декабре 1945 года:

«…Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты… Мне та сила дорога в её угрожающей противоположности той, тоже вековой, лживой и трусливой, низкопоклонной придворной стихии, нынешних форм которой я не люблю до сумасшествия…»

8 апреля 1946 года в Кировском театре состоялась премьера нового балета Константина Сергеева на музыку Прокофьева. Спектакль оформил художник Борис Эрдман, за дирижёрским пультом был Павел Фельдт. Партию Золушки исполнила супруга балетмейстера Наталья Дудинская, а принца — К. М. Сергеев. Прекрасным воплощением образа Золушки стали Габриэла Комлева и Светлана Ефремова. И сам спектакль на долгие годы полюбился зрителю, вспоминавшему фильм Шварца.[1] В своё время, в начале 80-х годов, спектакль Сергеева был заснят на киноплёнку как телебалет. [2]

Известность также получила постановка «Золушки» Фредериком Аштоном в 1948 году на артистов труппы «Сэдлерс-Уэллс» в Лондоне. [3]

Краткое содержание

Сергей Прокофьев

Акт первый

В доме злой мачехи она сама и две ее дочери Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сестры гонят ее, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит ее. Мачеха и сестры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев дает неуклюжим сестрам последний перед балом урок. Наконец мачеха и сестры уезжают. Золушка остается одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается — это фея, которая наградит Золушку за ее доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие — в полночь она должна оттуда уйти.

Акт второй

Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры. Приезжает мачеха с сестрами. Сестры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищен ею и приглашает на танец (большой вальс). Сестры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.

Акт третий

Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка все также занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сестры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку — она им безнадежно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у нее из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке — это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.

Музыкальные номера

Акт первый
1. Вступление
2. Па-де-шаль
3. Золушка
4. Отец
5. Фея-нищенка
6. Поставщики и переодевание сестер
7. Урок танца
8. Отъезд Мачехи и сестер на бал
9. Мечты Золушки о бале
10. Гавот
11. Второе появление Феи-нищенки
12. Вариация Феи весны
13. Монолог Феи лета
14. Кузнечики и стрекозы
15. Вариация Феи осени
16. Вариация Феи зимы
17. Прерванный отъезд
18. Сцена с часами
19. Отъезд Золушки на бал
Акт второй
20. Придворный танец
21. Паспье
22. Танец кавалеров (бурре)
23. Вариация Худышки
24. Вариация Кубышки
25. Придворный танец
26. Мазурка и выход Принца
27. Вариация четырех сверстников Принца
28. Мазурка
29. Приезд Золушки на бал
30. Большой вальс
31. Прогулка
32. Вариация Золушки
33. Вариация Принца
34. Угошение гостей
35. Дуэт сестер с апельсинами
36. Дуэт Принца и Золушки (Адажио)
37. Вальс-кода
38. Полночь
Акт третий
39. Принц и сапожники
40. Первый галоп принца
41. Соблазн
42. Второй галоп принца
43. Ориенталия
44. Третий галоп принца
45. Пробуждение Золушки
46. Утро после бала
47. Посещение Принца
48. Принц нашел Золушку
49. Медленный вальс
50. Аморозо

Музыка балета

Музыка балета «Золушка» часто исполняется без хореографии как симфоническое произведение. Кроме того Прокофьев на ее основе создал произведения для оркестра и отдельных инструментов.

Оркестровые сюиты

  • Сюита № 1 из балета «Золушка», ор. 107.
  • Сюита № 2 из балета «Золушка», ор. 108.
  • Сюита № 3 из балета «Золушка», ор. 109.

Фрагменты, аранжированные для фортепиано

  • Три пьесы, ор. 95.
  • Десять пьес, ор. 97.
  • Шесть пьес, ор. 102.

Интересные факты

Роли мачехи и сестер в некоторых постановках балета исполняют мужчины.

Музыка для дуэта сестер с апельсинами взята Прокофьевым из его оперы «Любовь к трем апельсинам», которая в 1940-50-е годы в СССР не исполнялась.

Постановки Золушки

Постановки на музыку Прокофьева

Балет на музыку других композиторов

Известны и другие балеты на тот же сюжет:

Экранизации

Телевизионные записи:

Аудиозаписи

  • Прокофьев. Золушка. Большой симфонический оркестр Всесоюзного Радио. Солисты: М.Черняховский, скрипка, А.Футер, скрипка, сценно-духовой оркестр ГАБТ. Дирижер Геннадий Рождественский. 1965

Библиография

  • Кузовлева Т. «Золушка» С. С. Прокофьева // Театр : журнал. — М., 1983. — № 6.
  • Кузовлева Т. О спектакле «Золушка» Марии Большаковой // Петербургский театральный журнал : журнал. — СПб., 2001. — № 26.
  • Кузовлева Т. Маньеризмы Ратманского // Петербургский театральный журнал : журнал. — СПб., 2002. — № 27.
  • Красовская В. Золушка // Балет сквозь литературу. — СПб.: АРБ им. А.Я. Вагановой, 2005. — С. 129—137. — 424 с. — 1500 экз. — ISBN 5-93010-023-3

Примечания

  1. «Золушка» Евгения Шварца // Кино-Театр. — Москва: «, 1947.
  2. «Золушка» (Cinderella).
  3. «Золушка» // Энциклопедия балет. — Москва: «Согласие», 1981.
  4. Rudolf Nureyev Foundation Official Website.  (англ.) — 24.11.2009.
  5. Музыка на телеканале «Культура». — 24.11.2009.

Ссылки

Золушка (балет).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52