Золушка | |
Золушка | |
Композитор | |
---|---|
Автор либретто | |
Источник сюжета |
одноимённая сказка Шарля Перро |
Хореограф | |
Дирижёр-постановщик | |
Последующие редакции | |
Количество действий |
3 |
Год создания | |
Первая постановка |
21 ноября 1945 |
Место первой постановки |
Золушка — балет в трёх актах Сергея Прокофьева (опус 87). Либретто Николая Волкова по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
Содержание |
Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова. Ранее на сюжет Золушки ставились балеты на музыку других композиторов.
Борис Пастернак писал Галине Улановой после премьеры балета в Москве в декабре 1945 года:
«…Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты… Мне та сила дорога в её угрожающей противоположности той, тоже вековой, лживой и трусливой, низкопоклонной придворной стихии, нынешних форм которой я не люблю до сумасшествия…»
8 апреля 1946 года в Кировском театре состоялась премьера нового балета Константина Сергеева на музыку Прокофьева. Спектакль оформил художник Борис Эрдман, за дирижёрским пультом был Павел Фельдт. Партию Золушки исполнила супруга балетмейстера Наталья Дудинская, а принца — К. М. Сергеев. Прекрасным воплощением образа Золушки стали Габриэла Комлева и Светлана Ефремова. И сам спектакль на долгие годы полюбился зрителю, вспоминавшему фильм Шварца.[1] В своё время, в начале 80-х годов, спектакль Сергеева был заснят на киноплёнку как телебалет. [2]
Известность также получила постановка «Золушки» Фредериком Аштоном в 1948 году на артистов труппы «Сэдлерс-Уэллс» в Лондоне. [3]
Акт первый
В доме злой мачехи она сама и две ее дочери Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сестры гонят ее, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит ее. Мачеха и сестры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев дает неуклюжим сестрам последний перед балом урок. Наконец мачеха и сестры уезжают. Золушка остается одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается — это фея, которая наградит Золушку за ее доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие — в полночь она должна оттуда уйти.
Акт второй
Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры. Приезжает мачеха с сестрами. Сестры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищен ею и приглашает на танец (большой вальс). Сестры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.
Акт третий
Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка все также занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сестры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку — она им безнадежно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у нее из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке — это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.
- Акт первый
- 1. Вступление
- 2. Па-де-шаль
- 3. Золушка
- 4. Отец
- 5. Фея-нищенка
- 6. Поставщики и переодевание сестер
- 7. Урок танца
- 8. Отъезд Мачехи и сестер на бал
- 9. Мечты Золушки о бале
- 10. Гавот
- 11. Второе появление Феи-нищенки
- 12. Вариация Феи весны
- 13. Монолог Феи лета
- 14. Кузнечики и стрекозы
- 15. Вариация Феи осени
- 16. Вариация Феи зимы
- 17. Прерванный отъезд
- 18. Сцена с часами
- 19. Отъезд Золушки на бал
- Акт второй
- 20. Придворный танец
- 21. Паспье
- 22. Танец кавалеров (бурре)
- 23. Вариация Худышки
- 24. Вариация Кубышки
- 25. Придворный танец
- 26. Мазурка и выход Принца
- 27. Вариация четырех сверстников Принца
- 28. Мазурка
- 29. Приезд Золушки на бал
- 30. Большой вальс
- 31. Прогулка
- 32. Вариация Золушки
- 33. Вариация Принца
- 34. Угошение гостей
- 35. Дуэт сестер с апельсинами
- 36. Дуэт Принца и Золушки (Адажио)
- 37. Вальс-кода
- 38. Полночь
- Акт третий
- 39. Принц и сапожники
- 40. Первый галоп принца
- 41. Соблазн
- 42. Второй галоп принца
- 43. Ориенталия
- 44. Третий галоп принца
- 45. Пробуждение Золушки
- 46. Утро после бала
- 47. Посещение Принца
- 48. Принц нашел Золушку
- 49. Медленный вальс
- 50. Аморозо
Музыка балета «Золушка» часто исполняется без хореографии как симфоническое произведение. Кроме того Прокофьев на ее основе создал произведения для оркестра и отдельных инструментов.
Оркестровые сюиты
Фрагменты, аранжированные для фортепиано
Роли мачехи и сестер в некоторых постановках балета исполняют мужчины.
Музыка для дуэта сестер с апельсинами взята Прокофьевым из его оперы «Любовь к трем апельсинам», которая в 1940-50-е годы в СССР не исполнялась.
Известны и другие балеты на тот же сюжет:
Телевизионные записи:
Золушка | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Экранизации |
|
||||||
Дисней |
Золушка (балет).