Национальная железнодорожная пассажирская корпорация (англ. National Railroad Passenger Corporation), действующая под коммерческим названием «Амтрак» («Amtrak», сокращённо от слов «America» и «track»[1]) — американская железнодорожная компания, занимающаяся пассажирскими перевозками. Монополист в обслуживании пассажиров, путешествующих на дальние расстояния железнодорожным транспортом[2]. «Амтрак» является государственным предприятием, принадлежащим Правительству США.
В «Амтрак» работают около 20 тыс. человек, общая протяжённость её маршрутов составляет 34 000 км (21 200 миль). Поезда «Амтрак» обслуживают 500 пунктов назначения в 46 штатах США и в трёх провинциях Канады[3]. «Амтрак» является владельцем 1175 км железных дорог, таким образом, бо́льшая часть маршрутов проходит по путям, принадлежащим железнодорожным компаниям, осуществляющим грузовые перевозки[4].
В 2011 финансовом году «Амтрак» перевезла 30,2 миллионов пассажиров, достигнув рекордного показателя за всю историю корпорации и заработала 2,71 млрд долларов выручки, издержки компании при этом составили 3,95 млрд долларов[1]. Для сравнения: в 2004 году авиакомпании США перевезли на внутренних линиях 712 миллионов пассажиров[5].
Содержание |
До образования «Амтрак» в 1971 году пассажирские перевозки осуществлялись частными железнодорожными компаниями. Популярность поездов дальнего следования начала падать уже в двадцатых годах. По мере роста популярности автомобилей и авиации пассажирские железнодорожные перевозки становились всё более убыточными, в результате чего частные компании отказывались от них. В 1965 году в США использовалось только 10000 пассажирских вагонов, по сравнению с 1929 годом количество вагонов снизилось на 85 %[6].
Для сохранения и развития пассажирского железнодорожного сообщения Правительством США была создана государственная железнодорожная корпорация, получившая название «Амтрак», которая начала свою деятельность 1 мая 1971 года. В её создании участвовало 20 из 26 основных частных железнодорожных компаний. «Амтрак» получила от них подвижной состав. В то же время она не имела своих железнодорожных путей и должна была использовать линии частных железных дорог.
По мнению критиков, «Амтрак» коммерчески нерентабельна и не должна субсидироваться Правительством. С другой стороны, Правительство США косвенно субсидирует конкурентов «Амтрак» — частную авиацию (через дотации аэропортам, которые они получают от Федеральной администрации по авиации) и автоперевозчиков (за счёт субсидий на автомагистрали).
«Амтрак» обслуживает все континентальные штаты, кроме [1]. К «Амтраку» она также не имеет отношения.
Наиболее загруженное направление «Амтрак» — Северо-Восточный коридор между Вашингтоном и Бостоном. Северо-Восточный коридор электрифицирован, также электрифицирована железная дорога Филадельфия — Гаррисберг (Пенсильвания). На всех остальных маршрутах «Амтрак» использует тепловозную тягу.
Загруженность маршрутов «Амтрак» сильно различается. Если в Северо-Восточном коридоре поезда ходят несколько раз в час, то поезд «Сансет Лимитед» из Лос-Анжелеса в Новый Орлеан ходит всего три раза в неделю.
Все поезда «Амтрак» имеют собственные имена.
Несмотря на рост популярности в последние годы (количество пассажиров «Амтрак» непрерывно растёт с 2002 года), за пределами Северо-восточного коридора компания не играет важной роли в пассажироперевозках. В 2004 году на её долю пришлось всего 0,1 % пассажирских перевозок на дальние расстояния (большую часть составляют поездки на частных автомобилях)[7]
Кроме железных дорог, «Амтрак» эксплуатирует систему автобусных маршрутов, связывающих железнодорожные станции с местностями, не имеющими железной дороги (часто также - имеющими железную дорогу, но не имеющими пассажирского движения на ней).
На сегодняшний день в компании имеются 2,142 вагонов, из которых 168 спальных, 760 сидячих, 126 вагонов бизнес-класса, 66 служебных, 225 вагонов-клубов/кафе, 1 обзорный и 92 вагона-ресторана.
Амтрак.