Хорезмийцы

Перейти к: навигация, поиск
Фрагмент хорезмийской фрески VI—III века до н. э.

Хорезмийцы (др.-греч. Ηαρaςμιάη,перс. خوارزمىان‎, тадж. Хоразмиён, узб. Xorazmiylar) — исторический народ иранского происхождения[1][2][3] и составлявшие ядро населения древнего Хорезма (Khwārezm), непрерывное присутствие которых в Центральной Азии, засвидетельствовано с середины первого тысячелетия до н. э. Наряду с другими историческими восточно-иранскими народами, являются одними из предков современных таджиков[1]. Входили в союз сако-массагетских племён[3]. Древние хорезмийцы были одним из компонентов в формировании узбеков[4].

История

Хорезм

История периода до н. э., является неполной и рассеянной. В связи с географическим положением древнего Хорезма, территория всегда подвергалась нападению из вне. Из некоторых исследований Хорезма по Авесте, в словаре учённого Деххода слово «Хорезм», описывается как сокращённое от «колыбель народов арии»[5] Однако существует много версий происхождения названия Хорезм, например, «кормящая земля», «низкая земля», «страна, где хорошие укрепления для скота».[6]

Народ

В своих исторических работах «Хронология» (Асар ал-бакийа 'ани-л-курун ал-халийа) Аль Бируни, относит древних хорезмийцев к персидскому древу[2] Он пишет о тюрках, как о древних жителях Хорезма.[7] Бируни отличал хорезмийский язык от персидского, когда он писал «поношение по-арабски милее мне, чем похвала по-персидски… этот диалект годится только для хосроевских повестей и ночных сказок».[8]

Точные даты появление хорезмийцев как и этнонима, неизвестно, но первое письменное упоминание встречаются у Дария I в Бехистунской надписи 522—519 до н. э.[9]. Там же, находятся высеченные рельефы восточно-иранских воинов, в числе которых есть и хорезмийский воин, рядом с согдийским, бактрийским и сакским воинами, свидетельствующие об участии хорезмийцев, военных походах правителей Ахеменидской державы[10]. Но уже в конце V века до нашей эры, хорезмийцы обрели независимость от Ахеменидов и в 328 году до нашей эры посылали своих послов Александру Македонскому.

Серебряное блюдо, седьмое столетие, Хорезм

Мнение учёных

  • Согласно работам Аль-Бируни хорезмийцы, начали свое летоисчисление с начала заселения их страны, в 980 г. до вторжения Александра Македонского в пределы Ахеменидской империи, то есть до начала эры Селевкидов — 312 г. до н. э. — начиная с 1292 г. до н. э. По завершению этой эры, они приняли другую: с 1200 г. до н. э. и время прихода в их страну мифического героя Авесты и древнего героя иранского эпоса, который описывается в «Шахнаме» Фирдоуси — Сиявуша ибн-Кей-Кауса, подчинившего своей власти «царство тюрков», и Кей-Хосров, сын Сиявуша, стал основателем династии хорезмшахов, которые правили Хорезмом, до X в. н. э.
Позднее, хорезмийцы, летоисчисление стали вести персидским методом, по годам правления каждого царя из династии Кей-Хосрова, который правил их страной и носивший шахский титул и так продолжалось до правления Африга, одного из царей этой династии, получившего дурную славу, как и персидский царь Ездигерд I. Традиционно постройку в 616 г. от Александра Македонского (305 г. н. э.) грандиозного замка позади города Ал-Фир, разрушенного рекой Аму-Дарья в 1305 г. селевкидской эры (997 г. н. э.) приписывают Афригу.
Бируни, считал, что династия, начало которого положил Африг, правила до 995 г и принадлежала к младшей ветви хорезмийских сиявушидов и падение замка Африга как и династии афригидов символически совпали во времени. Давая хронологические указания о времени правления некоторых из них, Бируни перечисляет 22 царя этой династии, от 305 до 995 г.[11].
  • Б. Г. Гавуров — историк, академик АН СССР, в своей книге «Таджики» отмечал, что уже в Х веке на территории Хорезма, жило большое число тюркоязычного населения[12]
Древние хорезмийские племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.) и которым принадлежали создатели древних цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии.

— Толстов С.П.

В своей работе пишет о прямых связях между хеттами и массагетами, не исключая, что в этой цепи находились и племена готов. Исследователь приходит к выводу что хорезмийские яфетиды (кавиды), выступают как одно из звеньев цепи древних индоевропейских племён, окружающие кольцом Черное и Каспийское моря на рубеже II и I тыс. до н. э.
  • Б. Х. Кармышева — советский этнограф-тюрколог, доктор исторических наук, автор статьи в БСЭ/Узбеки, исходя из литератур: — «Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962; История Узбекской ССР т. 1—4, Таш., 1967—68; Иванов П. П., Очерки по истории Средней Азии (XVI — сер. XIX в.), М., 1958: Вахабов М. Г., Формирование узбекской социалистической нации, Таш., 1961; Кары-Ниязов Т. Н., Очерки истории культуры Советского Узбекистана, М., 1955» — относит хорезмийцев как и других восточных и северо-восточных иранских племён, к предкам узбеков.[13]

Древние хорезмийцы являются предками современных узбеков Хорезма, которые составляют более 90 % населения современной Хорезмской области Республики Узбекистан[источник не указан 476 дней].

Язык

Хорезмийский язык который относится к иранской группе[15][16][17][18] индоиранской ветви индоевропейской семьи, был родственным согдийскому языку и пехлеви. Хорезмийский язык не был в использовании по крайней мере к XIII веку, когда язык был постепенно заменен персидским языком[19][1] по большей части, а также несколько диалектов тюркского[19][1]. По утверждению таджикского историка Б.Гафурова в XIII веке тюркская речь преобладала над хорезмийской в Хорезме.[20] Согласно ибн Баттуте Хорезм в первой половине XIV века был уже тюркоговорящим.[21]

Литература

Хорезмийская литература, наряду c согдийской (иранские языки) считается самой древней в Центральной Азии. После завоевания региона в VIII веке арабами, начинает распространятся персидский язык в результате которого все восточно-иранские диалекты и хорезмийский в том числе, уступают западно-иранскому диалекту,[19] а также тюркскому языку.

См. также

Примечания

  1. ↑ ENCYCLOPÆDIA BRITANNICA (англ.)
  2. 1 2 C.E. Bosworth, «The Appearance of the Arabs in Central Asia under the Umayyads and the establishment of Islam», in History of Civilizations of Central Asia, Vol. IV: The Age of Achievement: AD 750 to the End of the Fifteenth Century, Part One: The Historical, Social and Economic Setting, edited by M. S. Asimov and C. E. Bosworth. Multiple History Series. Paris: UNESCO Publishing, 1998. excerpt from page 23: "Central Asia in the early seventh century, was ethnically, still largely an Iranian land whose people used various Middle Iranian languages. stock and they spoke an Eastern Iranian language called Khwarezmian. The famous scientist Biruni, a Khwarezm native, in his Athar ul-Baqiyah (الآثار الباقية عن القرون الخالية) (p. 47) (англ.)
  3. ↑ Хорезмийцы/БСЭ
  4. Народы России. Энциклопедия. Главный редактор В. И. Тишков. Москва: 1994, с.355
  5. لغتنامهٔ دهخدا، سرواژهٔ «خوارزم». (перс.)
  6. Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности. // Приаралье в древности и средневековье. Москва: 1998,с.28
  7. Абу Рейхан Бируни, Избранные произведения. Ташкент, 1957,с.47
  8. Бируни. Сборник статей под редакцией С. П. Толстова. Москва-Ленинград: издательство АН СССР,1950,с.15
  9. Хронология/БСЭ
  10. Э.Реза Тегеран (1987) ГЛАВА ТРЕТЬЯ/Часть первая.
  11. Хорезмийская цивилизация
  12. Гафуров Б. Г., Таджики. Книга вторая. Душанбе, 1989, с.288
  13. Узбеки — БСЭ
  14. Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности. // Приаралье в древности и средневековье. Москва: 1998,с.29
  15. [1] (англ.)
  16. Andrew Dalby, Dictionary of Languages: the definitive reference to more than 400 languages, Columbia University Press, 2004, pg 278 (англ.)
  17. MacKenzie, D. N. "Khwarazmian Language and Literature, " in E. Yarshater ed. Cambridge History of Iran, Vol. III, Part 2, Cambridge 1983, pp. 1244—1249 (англ.)
  18. Encyclopædia Britannica, «Iranian languages» (Retrieved on 29 December 2008) (англ.)
  19. ↑ ENCYCLOPÆDIA BRITANNICA (англ.)
  20. Гафуров Б. Г., Таджики. Книга вторая. Душанбе, 1989, с.291
  21. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. М. Наука. 1988, с.72-74

Хорезмийцы.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52