Ханты перед чумом возле озера Нумто |
|
Самоназвание |
ханти |
---|---|
Численность и ареал | |
Всего: 31 500 чел.
Казахстан: 429 (перепись 2009 года)[3] |
|
Язык | |
Религия | |
Расовый тип | |
Входит в | |
Родственные народы |
Ха́нты (самоназвание — ханти, хандэ, кантэк; рус. устар. остяки́) — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в ХМАО. Самоназвание ханти означает люди.
Выделяются три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные, причём южные (прииртышские) ханты смешались с русским и татарским населением[6]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечал, что остяки (ханты) —
угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии. Разделяется на три группы: северных остяков — в Березовском округе, восточных — в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. д.[7]
По переписи населения 2002 года численность хантов в России составляет 28 678 человек, из них 59,7 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,5 % — в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % — в Томской области, 3,0 % — в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 0,3 % — в республике Коми. По переписи населения 2010 года численность хантов увеличилась до 30 943 человек, из которых 61,6 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,7 % — в Ямало-Ненецком округе, 2,3 % — в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 2,3 % — в Томской области, 1,4 % — в Новосибирской области.
1926[8] | 1939[9] | 1959[10] | 1970[11] | 1979[12] | 1989[13] | 2002[2] | 2010[14] |
---|---|---|---|---|---|---|---|
22,306 | 18,468 | 19,410 | 21,138 | 20,934 | 22,521 | 28,678 | 30,943 |
Численность хантов в населённых пунктах в 2002 году[15]:
Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современного Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономного округа, а с конца I тысячелетия на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племён начался этногенез хантов (усть-полуйская культура)[16].
Ханты называли себя больше по рекам, например Kondikhou ï = «люди Конды», As-jah = «народ Оби» и из последнего, возможно, произошло русское наименование хантов — остяки, хотя по мнению других исследователей русские могли заимствовать слово «остяк» из татарского «уштяк» = варвар[16]. Самоеды (общее название ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев в дореволюционной России) называли хантов яран или ярган[7] (слово, близкое к иртышско-хантскому яра — «чужой»)[16].
Традиционные промыслы — рыболовство, охота и оленеводство. Традиционная религия — шаманизм и православие (с XVI века).
Относятся к уральской расе[17].
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал следующее описание хантов[7]:
По своему складу остяки среднего, даже ниже среднего роста (156—160 см), с чёрными или каштановыми (редко белокурыми), обыкновенно прямыми, длинными волосами (которые носятся или распущенными, или заплетёнными), тёмными глазами, жидкой бородкой, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами, толстоватыми губами и коротким, вдавленным при корне, широким и вздёрнутым на конце носом. Вообще тип несколько напоминает монгольский, но глаза правильно прорезаны и череп чаще узкий и длинный (долихо- или субдолихоцефальный). Всё это придаёт остякам особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы. Женщины небольшого роста и в большей степени монголообразны, чем мужчины.
Ханты (как и манси) характеризуются следующим комплексом признаков:
Хантыйский язык (устаревшее название остяцкий язык) вместе с мансийским и венгерским составляет обско-угорскую группу уральской семьи языков. Хантыйский язык известен своей необычайной диалектной раздробленностью. Выделяется западная группа — обдорское, приобское и прииртышское наречия и восточная группа — сургутское и вах-васюганское наречия, членящиеся, в свою очередь, на 13 диалектов[19].
С XIX века имели место серьёзные работы по остяцкому (хантыйскому) языку. Так в 1849 году А. Кастреном была выпущена краткая грамматика и словарик, а в 1926 году — словарь Паасонена[20]. В 1931 году вышел в свет остяцкий букварь П. Е. Хатанзеева («Hanti knijga»), но при его составлении был допущен ряд ошибок, в частности неправильный выбор диалекта, необоснованные принципы транскрипции и методические ошибки, из-за которых букварь не получил широкого распространения. В том же году Научно-исследовательской ассоциацией институтов народов севера при ЦИК СССР был разработан предварительный проект остяцкого алфавита, а в 1933 году был выпущен остяцкий букварь на казымском диалекте[21]. В 1950 году на Всесоюзном совещании, посвящённом вопросам развития литературных языков народов Крайнего Севера, было принято решение о создании письменности ещё для трёх хантыйских диалектов: ваховского, сургутского и шурышкарского[22].
1 ноября 1957 года в ХМАО вышла первая газета на хантыйском языке под названием «Ленин пант хуват» («По Ленинскому пути»)[23], которая в 1991 году была разделена на хантыйскую «Ханты ясанг» и мансийскую «Луима сэрипос». На хантыйском также издаётся газета «Лух авт».
10 августа 1989 года была образована общественная организация «Спасение Югры», одной из основных задач которой является консолидация коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа, в том числе сохранение этнической самобытности, уклада жизни, культуры как хантов, так манси и ненцев[24].
Этно-рок-группа H-Ural с 2009 года исполняет песни на шурышкарском, казымском и среднеобском диалектах хантыйского языка. Другая этно-рок группа «Тень эмигранта» исполняет песни на пимском диалекте хантыйского языка (восточные ханты).
В прошлом у хантов существовал обряд воздушного погребения.
Девушки в костюмах
Портал «Тюменская область» | |
Проект «Тюменская область» |
Финно-угорские племена и народы | |
---|---|
Волжские | |
Пермские |
Народы: коми-зыряне (в т.ч.: ижемцы, язьвинцы2, верхневычегодцы, нижневычегодцы, вымичи, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы) • коми-пермяки (в т.ч. зюздинцы, язьвинцы2) • удмурты • бесермяне |
Прибалтийские |
Народы: вепсы • водь • ижора • карелы (в т.ч.: ливвики, людики, тверские карелы, финские карелы) • ливы • сету • финны (в т.ч. ингерманландские финны (в т.ч. савакоты, эвремейсы), квены) • эстонцы (в т.ч.: выру) Племена: чудь • чудь заволочская • сумь • емь • корела • весь • нарова (предположительно) |
Саамы | |
Угры | |
1Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной. 2 Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками. |
Ханты.