Теучитланская традиция

Локализация Теучитланской традиции в западной Мексике
Ступенчатая пирамида в Гуачимонтонес
Реконструкция «круга 2» (на переднем плане) и «круга 1» в Гуачимонтонес
Фото с разрешения Chris Wass

Теучитланская традиция — доколумбово общество, существовавшее на территории современных мексиканских штатов Найярит и Халиско. Название происходит от города Теучитлан в штате Халиско.

Содержание

Происхождение

Теучитланская традиция является дальнейшим развитием Традиции шахтовых могил в западной Мексике, однако вместо относительно небольших центров появляются крупные, такие, как Гуачимонтонес.[1] Хотя самые ранние памятники архитектуры теучитланской традиции восходят к 300 г. н. э., возникновение культуры датируется веком ранее, около 200 г. н. э., или формационным периодом месоамериканской хронологии.[2] Теучитланская традиция резко и неожиданно исчезает в конце классической эры, около 900 г. н. э.[3]

Архитектура

Характерными чертами теучитланской традиции являются круглые площади с сооружениями, расположенными в виде концентрических окружностей, и конические ступенчатые пирамиды. Как считает археолог Фил Вейганд (Phil Weigand), эти необычные сооружения «уникальны для месоамериканской архитектуры и не существуют нигде больше в мире».[4] Сооружение, отдалённо напоминающее круглую пирамиду, имеется в Сейбале, археологическом памятнике культуры майя.

Общественное устройство

Ряд характеристик свидетельствуют о существовании иерархического общества. По-видимому, доступ на круглые площади, игравшие культовую роль, разрешался только элите.[5] С другой стороны, полуукреплённые посёлки, обнаруженные на границах Теучитланской культуры, говорят о возможной политической раздробленности данного общества.[6]

Исчезновение

Начало постклассической эры в Западной Мексике, как и в других местах Месоамерики, характеризуется резкими изменениями. Около 900 г. н. э. круглые пирамиды, площади и концентрические группы вытесняются более примитивной прямоугольной архитектурой, [7] что означает «полное и окончательное крушение» Теучитланской традиции, возможно, под напором растущего государства Тараско.[8]

Примечания

  1. Beekman (1994) p. 3.
  2. See Smith, p. 24.
  3. Beekman (2000) abstract.
    *Also Weigand and Beekman (1999).
  4. Weigand (2001), p. 402.
    : Майкл Смит (Michael E. Smith) пишет: «Круговые планы данных поселений уникальны для Месоамерики», но в то же время отмечает «круглые столицы» Парфянского и Сасанидского царств, стр. 22.
  5. Weigand and Beekman (1999).
  6. Beekman, 1994. Beekman, 1996.
  7. Weigand and Cárdenas.
  8. Williams.

Литература

  • Beekman, Christopher S. (1994) «A Classic Period Political Boundary in the Sierra La Primavera Region, Jalisco, Mexico», presented at the 59th Annual Meeting of the Society for American Archaeology, Anaheim.
  • Beekman, Christopher S. (1996) «Political Boundaries and Political Structure: the Limits of the Teuchitlan Tradition» in Ancient Mesoamerica, Vol 7, No 1, pp. 135—147.
  • Smith, Michael E. (2007) «Form and Meaning in the Earliest Cities: A New Approach to Ancient Urban Planning» in Journal of Planning History, Vol. 6, No. 1, pp. 3-47.
  • Weigand, Phil (2001) «West Mexico Classic» in Encyclopedia of Prehistory, Vol 5, Peter Peregrine (ed), ISBN 978-0-306-46259-7.
  • Weigand, Phil C. and Christopher S. Beekman (1999) «La Civilización Teuchitlan» in La Jornada, Suplemento Cultural, vol 210, no 1-4. Accessed May 2008.
  • Weigand, Phil and Efraín Cárdenas, «Proyecto Arqueológico Teuchitlán», accessed May 2008.
  • Williams, Eduardo, «Prehispanic West México: A Mesoamerican Culture Area», Foundation for the Advancement of Mesoamerican Studies, Inc., accessed May 2008.

Теучитланская традиция.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52