Секси́зм (англ. sexism, от лат. sexus — пол) — идеология и практика дискриминации людей по признаку пола, связанные с наличием убеждений в превосходстве одного пола над другим и предрассудков по отношению к представителям определённого пола[1][2][3]. Сексизм как идеология основан на стереотипных моделях гендерных ролей. Он ставит роли, способности, интересы и модели поведения людей в зависимость от их гендера. Человек, исповедующий или практикующий сексизм, называется сексистом. Термин «сексизм» появился в 1960-е годы, с подъёмом феминистского движения на Западе. Он образован по аналогии со словом «расизм».
В рамках феминистской теории сексизм чаще всего рассматривается как проявление патриархата, то есть как дискриминация женщин мужчинами. Тем не менее, существует альтернативное понимание сексизма как явления, которое в принципе может быть двусторонним. Некоторые антифеминисты используют понятие сексизма в отношении мужчин для критики феминисток[4]. Внутри самого феминистского движения представление о возможности «обратного сексизма» характерно для более умеренных течений, представительницы которых обвиняют в сексизме и мизандрии радикальных феминисток[5].
Чаще всего под сексизмом понимают целенаправленную дискриминацию женщин[6][7][8][9][10]. С точки зрения феминистской теории, сексизм — это проявление патриархата, то есть такого устройства общества, при котором мужчины как социальная группа обладают властью над женщинами как социальной группой. При этом в большинстве неисламских стран на сегодняшний день отсутствуют юридически оформленные нормы или политика гендерной сегрегации, в том числе направленные на женщин как социальную группу. Так же является дискутивным вопрос о реальности самого факта реализации властного права по отношению к отдельной группе по половому признаку в рамках реализации властного права по отношении к обществу в целом. Как и другие виды дискриминации, сексизм представляет собой поражение в правах той группы, которая лишена власти, в данном случае женщин.
Для оправдания идеологии сексизма, как правило, используются эссенциалистские утверждения, объясняющие социальное неравенство мужчин и женщин их природными различиями. Сторонники феминизма оспаривают эти утверждения, приводя в пример некоторые научные исследования, которые не выявляют различий в строении и функционировании мужского и женского мозга[11]. Однако подобных различий не выявлено и по сравнению с лицами, страдающими отклонениями в развитии (например, при дебилии), как и не установлена четкая связь между физиологией (функционированием) мозга и проявляющимися у человека способностями (не существует и методов их количественной оценки).
Общеизвестны психоэмоциональные различия мужчин и женщин. Например, у женщин наблюдается эмоциональная лабильность в зависимости от срока месячного цикла (эмпирически установлена В. И. Яздовским), что напрямую влияет на способность принимать взвешенные решения и действовать в стрессовой ситуации, управлять сложными механизмами. В большинстве стран подобные особенности служат поводом для реализации более мягких условий труда для женщин и ограничения допуска женщин к некоторым опасным видам трудовой деятельности.
Сексизм проявляется на разных социальных уровнях и в разных социальных сферах. Исторически женщины были, а в некоторых странах остаются ущемлены в гражданских правах по сравнению с мужчинами — например, лишены избирательных прав. Почти во всём мире женщины непропорционально представлены в органах власти. Например, в США женщин больше мужчин, однако в конгрессе 109-го созыва женщин было лишь 82 человека, в частности женщины-сенаторы — 14 человек (14 % от общего количества), а среди членов палаты представителей женщины составляли 68 человек (15,6 %)[12].
Важное место среди проявлений сексизма занимает трудовая дискриминация женщин. Она может выражаться в вертикальной сегрегации (так называемый «стеклянный потолок», когда женщинам создают препятствия для карьерного роста), горизонтальной сегрегации (формальное или неформальное лишение доступа к определённым высокооплачиваемым профессиям и профессиональным сферам), более низкой оплате труда женщин по сравнению с мужчинами.
Сексизм в СМИ, в частности, в рекламе, связан с сексуальной объективацией женщин.
Многие авторы указывают на сексизм как причину гендерного насилия: мужчины совершают изнасилования, акты физического и эмоционального насилия потому, что считают женщин низшими существами и верят в своё право на контроль над ними[13][14].
Бытовой сексизм может выражаться в отказе мужчин заниматься домашним трудом и уходом за детьми, а также в установлении двойных стандартов поведения, когда поведение женщин оценивается строже, чем поведение мужчин[15].
Сексизм не всегда принимает открыто враждебные формы. Зачастую для оправдания дискриминации женщин используется риторика заботы. Как отмечают феминистки, доброжелательный сексизм «описывает женщин как чистые, хрупкие создания, которых нужно оберегать, защищать и восхищаться ими, и чья любовь необходима любому мужчине, чтобы оставаться мужчиной. Такая идеализация женщин автоматически подразумевает: женщины слабые и они обязаны исполнять традиционные женские роли»[16]. Важную роль в риторике доброжелательного сексизма играют отсылки к материнству. Например, представление о том, что женщина как мать или будущая мать нуждается в особой заботе, использовалось для мотивировки списка запрещённых для женщин профессий, принятого в СССР и сохранённого в современной России[17]. При этом некоторые физические, психологические и физиологические особенности женского организма могут быть объективными препятствиями к осуществлению некоторых видов трудовой и иных видов деятельности. Наиболее ярким, но и не типичным, примером является полет Валентины Терешковой в космос, сопровождавшийся рядом внештатных ситуаций, как технического, так и психологического происхождения. Последние были спрогнозированы медиками-физиологами ещё до полета как обусловленные биологическими особенностями женского организма.
На бытовом уровне доброжелательный сексизм проявляется в том, что принято называть галантностью или рыцарским поведением. Феминистки критикуют такие традиционные нормы этикета, как требование к мужчинам уступать женщинам место в транспорте,[18] открывать дверь, подавать пальто или платить за них в ресторане. Они указывают на то, что такие мелкие знаки внимания (причём оказываемые далеко не всем женщинам) никак существенно не улучшают положения женщин, не дают им больше власти или ресурсов, но при этом сокращают для женщин возможности к сопротивлению: доброжелательный сексизм «не только доброжелательно описывает женщин, он обещает им, что мужская власть будет применяться только им на благо, если они будут поддерживать высокое положение мужчин в обществе».[16][неавторитетный источник? 330 дней]
Доброжелательный сексизм государства в отношении женщин создает для них особые, женские привилегии, что в свою очередь, можно рассматривать как сексизм в отношении мужчин или дискриминацию мужчин. Феминистские теории такое положение вещей отрицают, заявляя, что ни одна из этих привилегий не попадает под определение сексизма, поскольку, во-первых, ни в одном из таких случаев власть не исходит от женщин как группы, а во-вторых, все такие явления в конечном счёте служат сохранению подчинённого положения женщин в обществе. Однако, существует мнение, что такие заявления сами по себе являются сексизмом, поскольку содержат в себе предубеждения (все женщины угнетены, все мужчины привилегированны) на основании пола. Антифеминисты видят дискриминацию мужчин, в частности, в том, что пенсионный возраст для мужчин выше, чем для женщин (при существенно меньшей продолжительности жизни мужчин), что призыву в армию подлежат только мужчины, а также в том, что женщинам, в отличие от мужчин, не выносят смертных приговоров[19].
Также некоторые антифеминисты и либеральные феминистки относят к сексизму в отношении мужчин позитивную дискриминацию и некоторые практики радикального феминизма, в первую очередь сепаратистские.
Сегодня во всём мире (в особенности в странах Запада) против сексизма выступают многие политические и культурные течения общества, преимущественно левого толка. На антисексистских позициях стоит и часть «неформальных» социальных групп и движений, таких как хиппи, анархисты, антифа. В то же время во множестве государств по-прежнему сильны или набирают силу позиции религиозных и светских общественных движений, организаций и деятелей, стоящих на позициях сексизма.
Сексуальная ксенофобия | |
---|---|
• Гомофобия • Гомонегативизм • Бифобия • Трансфобия • Гетерофобия • Сексизм • Гетеросексизм • Гетеронормативность • |
Виды и формы дискриминации | |
---|---|
Виды дискриминации |
Негативная и Позитивная • Прямая и Косвенная • Правовая и Неофициальная |
Формы дискриминации |
Расовая • Этническая • Половая • Религиозная • Социальная • Сексуальная • По возрасту • По убеждениям • По физическому состоянию • По психическому здоровью |
Сексизм.