Северная Юань

Северная Юань
Умард Юан
Дөчин дөрвөн хоёр

империя

1368 — 1635


 



Монгольские государства к XVI в.
Столица Шанду (1368–69)
Инчан (1369–70)
Каракорум(1371–88)
Язык(и) монгольский
Религия тенгрианство
тибетский буддизм
Форма правления наследственная монархия
Династия Северная Юань

Северная династия Юань (монг. Умард Юан) — династия, правившая в пост-имперской Монголии «Сорока и четырьмя туменами» [1]. Точно также по-монгольски называется Северная Юаньская империя, существовавшая после отделения Китая от империи Юань и изгнания монгольской династии из Пекина в 1368 году вплоть до захвата Китая маньчжурской династией Цин в XVII веке. Этот период прошёл в постоянных междоусобных конфликтах, а власть Великого хана чаще всего была лишь номинальной. Иногда концом периода существования империи Северная Юань называют 1388 год, когда на реке Туул погиб Тогон-Тэмур[2] Период фигурирует в историографии как период Монгольского каганата или Монгольского ханства,[3][4] а в традиционной историографии называется периодом «малых ханов».

Бату-Мункэ Даян-хан и его супруга Мандухай-хатун в XVI веке воссоединили монголов,[5] однако распределение ими территории империи между сыновьями в дальнейшем вновь вызвало кризис общеимперской власти.[6] Несмотря на это, междоусобная борьба между чингисидами в его правление сошла на нет, а следующий крупный междоусобный конфликт возник лишь во времена правления Лигдэн-хана (1604—1634)[7].

Содержание

История

Возвращение Великого хана в Монголию (1368—1388)

В правление Великого хана Монгольской империи Хубилая монголы к 1279 году подчинили весь Китай. Юаньская империя продержалась менее столетия. Бедственное положение самой многочисленной нации — ханьцев — лишило правящую династию поддержки, и в результате восстания Красных повязок армия основателя будущей китайской империи Мин в 1368 году взяла имперскую столицу Даду. Последний юаньский император Тогон-Тэмур бежал на север в Шанду (совр. Внутренняя Монголия); его попытки возвращения Даду провалились, и двумя годами позднее Тогон-Тэмур умер в Иньчане, вскоре также захваченном Китаем.

После смерти Тогон-Тэмура и потери Иньчаня остальные представители Юаньской династии бежали в Монголию. Титул юаньских императоров был формально сохранён, и династия стала известна как Северная Юань (так же называлась и Юаньская империя после отделения Китая в связи с образованием империи Мин). Северная Юань сохраняла притязания на власть в Китае, а также поддерживала миф, что современные минские императоры — на самом деле монголы (в соответствии с устной традицией, один из императоров Мин был сыном супруги Тогон-Тэмура).[8][9] Правители Северной Юань ревностно держались своего титула — императора (великого хана) Юань (монг. Их Юан Хаан).[10]

Минская армия вторглась в Монголию в 1372 году, чтобы уничтожить династию, но позднее была разбита Билигту-ханом Аюшридарой и Хохэ-Тэмуром (ум. 1375). В 1375 году Нахачу, чиновник Билигту-хана в провинции Ляоян, вторгся на Ляодунский полуостров с целью восстановить там монгольское господство. Несмотря на успешное удержание власти в южной Маньчжурии, Нахачу был вынужден сдаться минским властям в 1381-1383 годах из-за нехватки продовольствия.[11] Сторонники династии Юань в Юннани и Гуйчжоу, возглавляемые потомком Хубилая Басалаварми, были уничтожены Китаем в те же годы.[12] В 1388 году, когда монгольская столица Каракорум была сожжена и разрушена, а около 70 тысяч монголов было взято в плен, империи Мин удалось поставить Северную Юань на грань исчезновения. Постоянные войны монголов с Китаем позволили ойратским правителям захватить политическую инициативу в Монголии.[13]

Возвышение ойратов (1388–1478)

В 1388 году престол Северной Юань был захвачен ариг-бугидом Дзоригту-ханом, не принадлежащим к потомству Хубилая. После его смерти потомок Чагатая Тогус-Тэмур, основал в Хами собственное небольшое государство Хара Дэл[14]. С начала XIV века в Монголии начался период так называемых «малых ханов»[15], когда с одной стороны стояли западные монголы — ойраты, поддерживавшие потомков Ариг-Буги, с другой — западные монголы с потомками старой Юань, а формально занимавшие престол чингисиды являлись марионеточными правителями при могущественных военачальниках. Третьей силой были потомки Угэдэя, которым также удалось на время объединить монгольские тумены.

Периоды военных конфликтов с Китаем чередовались с временами мирной торговли. В 1402 году Оруг-Тэмур-хан упразднил титул юаньского хана, но с его поражением от Олдзей-Тэмур-хана (Пуньяшри, прав. 14031412), которому покровительствовал Тамерлан, титул был восстановлен. Под знаменем Олдзэй-Тэмура солидаризировалось большинство монгольских нойонов. В период правления в Китае Юнлэ империя Мин пыталась подавлять любых сколько-нибудь сильных ханов, провоцируя дальнейшую эскалацию ойрато-монгольского конфликта. В 1409 году Олдзей-Тэмур и Аргутай разбили минскую армию, и Юнлэ направил войска персонально против них. В столкновении на Керулене погиб Олдзейту-хан, и ойраты под предводительством Бахаму (Махмуда) в 1412 году возвели на престол ариг-бугида Дэлбэг-хана. Как только ойраты добились власти, китайские власти лишили их поддержки. После 1417 года инициативу вновь перехватил Аргутай, и вновь Юнлэ, в 14221423 годах отправил на него войска. Наследник Бахаму, Тогон, вытеснил Аргутая в 1423 году за Большой Хинганский хребет. В следующем году ойраты убили его на западе от Баоту. Союзник аргутая Адай-хан (прав. 1425—1438) обосновался в Эджене, но вскоре и он был уничтожен ойратами.

Тогон умер в год победы над Адаем, а его сын Эсэн-тайши (прав. 1438—1454) привёл ойратов к вершине могущества. Правя от имени марионеточных ханов-чингисидов, он отбросил правителей Могулистана, разбил «Три стражи», Хара Дэл и чжурчжэней. В 1449 году Эсэн пленил минского императора Чжу Цичжэня, что означало коллапс всей системы китайских северных пограничных застав[16]. Эсэн с отцом правили как тайши ханов-чингисидов, однако после казни мятежного хана Тайсуна (прав. 14331453) и его брата Агбарджина в 1453 году Эсэн узурпировал титул хана,[17] и вскоре был низвергнут своим же чинсаном Алагом. Его смерть привела к упадку ойратского влияния, которое восстановилось лишь к началу XVII века.

Начиная со смерти Эсэна и кончая 1481 годом различные харчинские и ордосские военачальники, а также потомки Бельгутея, воевали друг с другом и попеременно возводили на престол своих чингисидов. Некоторые монгольские источники называют их уйгурами, и, возможно, они на самом деле имели отношение к оазису Хами.[18] Мандуул-хан (прав. 1475—1478) вплоть до своей смерти в 1478 году успешно воевал с обеими этими партиями.

Реставрация (1479—1540)

Мандухай-хатун, объединительница Монголии

Молодая супруга-вдова Мандуул-хана Мандухай-хатун возвела на ханский престол мальчика Бату-Мункэ, титулованного в 1479 году Даян-ханом. Даян-хан ликвидировал ойратское влияние, отменил систему тайшей и чинсанов, титуловав своего сына джиноном после победы над юго-западными монголами. Поскольку имперские власти Китая свернули приграничную торговлю, Даян-хан вторгся в Китай и подчинил себе Три стражи, данников Мин. Он реорганизовал восточных монголов в шесть туменов следующим образом: в Левое крыло вошли халхаский тумен (джалаиды, бэсуды, элджигины, джаруды, баягуды, учирады и хонкираты); чахарский тумен (абага, абаганары, аоханы, «четверо детей», кешигтэны, мумьянганы, найманы, онгинуды, хучиды, суниды, узумчины, а также урадские монголы)[19]; урянхайский тумен (позднее расформированный); в Правое крыло: ордосский тумен, тумэтский тумен и харчинский тумен. Тумены функционировали как административные единицы и феодальные домены.

Упадок (1540—1635)

К 1540 году на территории Монгольского ханства вновь возникли круги стремящихся к самостоятельности тайшей и табунанов-чингисидов. Великий хан и джинон (наследник), согласно титулу, непосредственно управляли трёмя правыми туменами. Дарайсун-Годэн-хану (прав. 1547—1557) пришлось титуловать своих племянников Алтан-хана, управлявшего тумэтами, и правившего харчинами Баясхула как ханов. Мир в децентрализованном государстве поддерживался религиозно-культурным единством, базировавшемся на культе Чингис-хана.

Храм в монастыре Эрдэни-Дзу, основанном Абатай-ханом в Халхе в XVI в.

Череда эпидемий оспы и отсутствие приграничной торговли заставили монголов возобновить грабительские набеги в Китай. В 1571 году империя Мин открыла торговлю с трёмя правыми туменами. С 1575 года началось массовое обращение правых туменов в тибетский буддизм, поддерживаемое правителями-чингисидами. Тумэн Дзасагту-хан поддерживал контакты со школой карма-кагью. В 1580 году северная Халха провозгласила наиболее влиятельного халхаского князя Абатая ханом.

В XVII веке монголы испытывали всё возрастающее влияние маньчжуров, основавших в Китае династию Цин. Хорчинские, джарудские и южно-халхаские князья в 1612 году заключили с маньчжурами формальный союз, продержавшийся до 1624 года.[20]. В попытке остановить дезинтеграцию Лигдэн-хан, последний хан чахаров,[21] в 1628 году вступил сними в безуспешную войну. В попытке противостоять оппозиции он назначил в тумены собственных чиновников и сформировал группу военной элиты, что вылилось в масштабный мятеж 1628 года. Ведомые Лигдэн-ханом чахары разбили объединённые войска мятежников и маньчжурскую интервенцию при Жаочене, но отступили перед последовавшей карательной экспедицией. Лигдэн умер в 1634 году по пути в Тибет, где он намеревался уничтожить школу гелуг, оппозиционную поддерживавшейся им школе карма-кагью. В следующем году его сын Эджей-хан признал поражение от маньчжуров и, согласно маньчжурской традиции, отдал великую печать императора Юань маньчжурскому предводителю Абахаю. С этим актом Северная Юань прекратила существование. [22]

Примечания

  1. Jae-un Kang, Suzanne Lee, Sook Pyo Lee, «The Land of Scholars: Two Thousand Years of Korean Confucianism»
  2. Luc Kwanten, «Imperial Nomads: A History of Central Asia, 500—1500»
  3. Ж. Бор — Монгол хийгээд Евразийн дипломат шашстир, II боть
  4. Reuven Amitai-Preiss, Reuven Amitai, David Morgan-The Mongol empire and its legacy, p.275
  5. The Secret History of the Mongol Queens
  6. Grousset R. The Empire of the Steppes: A History of Central Asia, p.508
  7. Atwood C.P. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire
  8. Man J. The Great Wall: The Extraordinary Story of China's Wonder of the World‎, p.183
  9. The Cambridge History of China, Vol 7, pg 193, 1988
  10. Fisher C. T. Smallpox, Sales-men, and Sectarians: Ming-Mongol relations in the Jiang-jing reign (1552–67)", Ming studies 25
  11. Peterson W. J., Fairbank J. K., Twitchett D. The Cambridge History of China‎, p.16
  12. Naroll R., Bullough V. L., Naroll F. Military deterrence in history: a pilot cross-historical survey‎, p.97
  13. Howorth H. H. History of the Mongols, part I. The Mongols proper and the Kalmuks
  14. Reuven Amitai-Preiss Ed., Morgan D. The Mongol empire and its legacy, p.294
  15. Bat-Ochir Bold — Mongolian nomadic society, p.93
  16. Morgan D. The Mongols‎, p.178
  17. de Heer, Ph. de. The care-taker emperor, p.99
  18. Atwood C. P. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire, p.408
  19. Bold, B.-O. Mongolian nomadic society, p.170
  20. Rawski E. The Last Emperors: A Social History of Qing Imperial Institutions‎ , p.493
  21. Huntington J. C., Bangdel D., Thurman R. The Circle of Bliss, p.48
  22. Heirman A., Bumbacher S. P. The spread of Buddhism‎, p.395

См. также

Северная Юань.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52