RhB |
Полное название: |
Ретийская железная дорога, нем. Rhätische Bahn
|
Годы работы: |
начиная с 1888
|
Страна: |
Швейцария
|
Город управления: |
Кур
|
Состояние: |
действующая
|
Подчинение: |
Акционерное общество (распределение акций: 51% — кантон Граубюнден, 43% — Федеральное правительство Швейцарии, 6% — в свободном обращении)
|
Протяжённость: |
384 км
|
Официальный сайт: |
rhb.ch
|
Схема линий Ретийской железной дороги
Поезд Ретийской железной дороги в
1911 г.
Ретийская железная дорога на карте
Ретийская железная дорога — (сокращённо — RhB, нем. Rhätische Bahn, итал. Ferrovia Retica, рет. Viafier retica) — сеть узкоколейных железных дорог в Швейцарии, являющаяся крупнейшей акционерной железной дорогой в этой стране. Большая часть сети железных дорог компании пролегает в пределах кантона Граубюнден.
Сеть RhB является крупным перевозчиком в пределах крупного туристического района Санкт-Мориц — Давос с выходом к итальянской границе. Часть железной дороги, линии RhB Альбула и Бернина (в том числе, часть дороги, проходящая по территории Италии до Тирано), являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.[1]
В 2009 году по причине ветхости сводов тоннеля в Альбуле, являющейся составной частью исторической линии, было решено полностью реконструировать тоннель к 2011 году.
Сеть и инфраструктура дороги
Сеть железных дорог RhB создана в конце XIX — начале XX века (начиная с участка Ландкварт — Давос, 1888 год). Сеть имеет колею 1000 мм, и несколько различных систем электрификации, а также один участок длиной 12 км, отделенный от общей сети. Вся сеть полностью электрифицирована.
- 323 км дороги электрифицированы переменным током с напряжением 11 кВ частотой 16,7 Гц.
- Bernina Bahn — участок длиной 61 км, электрифицирован постоянным током с напряжением 1000 В.
Сеть RhB располагает 84 тоннелями (самый протяженный из которых Vereina tunnel, длиной 19,042 км) и 383 мостами. Максимальный уклон на сети составляет 4%, кроме участка Bernina Bahn, где он составляет 7%.
Движение поездов RhB на 2008 год осуществляется по следующим маршрутам:
- Региональный экспресс RE1 - Chur – St. Moritz
- Региональный экспресс RE2 - Landquart – Davos
- Региональный экспресс RE3 - Disentis/Muster - Chur – Landquart - Scuol-Tarasp
- Региональный поезд R4 - Chur – Arosa
- Региональный поезд R5 - St. Moritz - Tirano (Италия), проходит через перевал Бернина
- Региональный поезд R6 - Davos Platz - Filisur
- Региональный поезд R7 - Pontresina - Sagliains - Scuol-Tarasp
- Региональный поезд R8 - Schiers - Landquart - Chur - Rhäzüns
- Региональный поезд R9 - Chur - Thusis
Работающие вне часов-пик:
- Региональный поезд R11 - Chur - St. Moritz
- Региональный поезд R21 - Landquart - Davos
- Региональный поезд R31 - Disentis - Landquart
Движение также осуществляется на участках:
- Vereina Tunnel (в том числе, перевозка автомобилей на платформах)
- Albula Tunnel
Ежегодный объем перевозок составляет:
- Пассажирооборот — 300 млн. пасс-км
- Грузооборот — 54 млн. т-км
- 80% доходов поступает от перевозок туристов, хотя 40% всех пассажиров является местными жителями.
- 51% акций сети RhB принадлежит властям кантона Граубюнден, 43% — федеральным властям Швейцарии, еще 6% принадлежат частным акционерам.[2]
- По данным на 2008 год, на дороге работало 1348 человек.[3]
Литература
- Achim Walder (Hrsg.): Graubünden entdecken mit Rhätischer Bahn und PostAuto. Walder-Verlag, 2005, ISBN 3-936575-26-6
- Wolfgang Finke, Hans Schweers: Die Fahrzeuge der Rhätischen Bahn. Band 1 Reisezugwagen 1889-1996. Verlag Schweers+Wall, Aachen (heute Köln) 1996, ISBN 3-89494-103-0 (vergriffen)
- Wolfgang Finke, Hans Schweers: Die Fahrzeuge der Rhätischen Bahn. Band 2 Güterwagen 1889-1997. Verlag Schweers+Wall, Aachen (heute Köln) 1998 ISBN 3-89494-104-9
- Wolfgang Finke, Hans Schweers: Die Fahrzeuge der Rhätischen Bahn. Band 3 Lokomotiven, Triebwagen, Traktoren 1889-1998. Verlag Schweers+Wall, Aachen (heute Köln) 1998, ISBN 3-89494-105-7
- Wolfgang Finke, Hans Schweers: Die Fahrzeuge der Rhätischen Bahn. Band 4 Dienstfahrzeuge, Ergänzungen zu Bänden 1-3 1889-2000. Verlag Schweers+Wall, Aachen (heute Köln), ISBN 3-89494-115-4
- Eisenbahn Journal, Die RhB, specials Teile 1-4, 1995-2000, Hermann Merker Verlag GmbH Fürstenfeldbruck, ISBN 3-89610-038-6.
- Hans Domenig: Vom Tingelzüglein zur Hochgebirgsbahn, in: Terra Grischuna, 59. Jahrgang, Heft 1, Terra Grischuna Verlag, Chur 2000, 1011-5196.
- Hans Hofmann: Chur-Arosa, vom Bau und Betrieb der Bahn, 2. Auflage, Calanda Verlag H. Hofmann, Chur 1989/93, ISBN 3-905260-11-5
- Katharina Hess, Paul Emanuel Müller: Über der wilden Plessur, in: Terra Grischuna, 48. Jahrgang, Heft 1, Terra Grischuna Verlag, Chur 1990, 1011-5196
- Fritz Maron: Chur-Arosa-Bahn, in: Vom Bergbauerndorf zum Weltkurort Arosa, S. 108-134, Verlag F. Schuler, Chur 1934
- A. Jenny: Arosa und die Chur-Arosa-Bahn, Orell Füsslis Wanderbilder Nr. 372-374 (o.J.)
- Hartmann: Die Chur-Arosa-Bahn, in: Heimatschutz, Jahrgang X, 1915
- H. Hiltbrunner: Graubünden: Die Chur-Arosa-Bahn und der Kurort Arosa (Separatabzug), Verlag Sadag, Genf o.J. (um 1915)
Ссылки
- (нем.) (англ.) Официальный сайт дороги RhB
- (англ.) Знаменитые линии Ретийской железной дороги
- (англ.) Фотографии дороги на сайте Railfaneurope.net
См. также
Железная дорога Юнгфрау
Примечания
- Интерактивная карта линий Альбула и Бернина
- Die RhB Statuten und Berichte
- Die RhB in Zahlen
46°24′32″ с. ш. 10°01′11″ в. д. / 46.408889° с. ш. 10.019722° в. д. (G) (O)46.408889, 10.019722