Преголя | |
---|---|
Вид на Преголю и остров Канта со смотровой площадки «Рыбной деревни» |
|
Характеристика | |
Длина | 123 км |
Бассейн | 15 500 км² |
Расход воды | 90 м³/с |
Водоток | |
Исток | слияние рек: Инструч и Анграпа |
· Высота | 14 м |
· Координаты | 54°38′52″ с. ш. 21°47′27″ в. д. / 54.647778° с. ш. 21.790833° в. д. (O) (T) |
Устье | Калининградский залив |
· Высота | 0 м |
· Координаты | 54°41′20″ с. ш. 20°22′40″ в. д. / 54.68889° с. ш. 20.37778° в. д. (O) (O) (T) |
Расположение | |
Водная система | Балтийское море |
|
|
Страна | Россия |
Регион | Калининградская область |
|
|
Преголя на Викискладе |
Прего́ля (прусск. Preigara, Preigile, нем. Pregel) — река, впадающая в Балтийское море, точнее в пресноводный Калининградский (Вислинский) залив. Длина Преголи — 123 км, вместе с Анграпой (один из важнейших притоков) — 292 км. Площадь бассейна Преголи — 15,5 тыс. км².
Преголя является самой длинной рекой, полностью протекающей в границах Калининградской области. Преголя берет начало от слияния Инструча и Анграпы, в районе города Черняховска. Ширина Преголи в Черняховске составляет 20 метров, в Калининграде — 80 метров. Глубина от 2-3 метров в верхнем течении и до 8-16 в нижнем. За Гвардейском, в районе посёлка Озерки, Преголя разделяется на два параллельных русла, Новая Преголя (северное русло) и Старая Преголя (южное русло). Во многих местах эти русла соединяются протоками, таким образом образуется большое число островов. Последний остров перед устьем — Кнайпхоф (остров Канта) в Калининграде, за ним Старая и Новая Преголя соединяются в единое русло.
На Преголе (от истока к устью) расположены следующие города и посёлки городского типа: Черняховск, Знаменск, Гвардейск, Калининград.
Преголя соединена каналом с рекой Неман. Фактически рукавом Преголи является река Дейма, которая ответвляется от Преголи в Гвардейске и впадает в Куршский залив в Полесске.
Также в административный водохозяйственный район Преголи входит река Мамоновка с притоками, хотя физической связи между ними нет.
Весеннее половодье (март — апрель), летне-осенняя межень. Среднегодовой расход воды — 90 м³/сек. В пойме Преголи расположено несколько озёр-стариц, самые крупные из них — Воронье и Пустое в районе Озерков.
Шестьдесят процентов стока Преголи приходится на Калининградский залив, остальные сорок процентов через Дейму отводятся в Куршский залив.
Преголя — равнинная река, скорость течения варьируется от 0,5 м/сек ниже Черняховска до 0,1 м/сек в устье и в рукаве Деймы.
Питание реки смешанное, дождевая составляющая 40 %, снеговая — 35 %, грунтовая — 25 %. Во время половодья река разливается, затапливая пойму. Нагоны могут приводить к наводнениям, последние сильные наводнения случились 19 ноября 2004 года и 10 августа 2005 года[1]. В прошлом случались катастрофические наводнения.
Основные притоки — Инструч и Анграпа, которые, сливаясь, образуют Преголю.
Следующим по значимости и длине левобережный приток Лава впадает в районе Знаменска на 72 км от истока Преголи. Также Преголя соединена с Куршским заливом рекой Деймой.
В Преголю впадают и другие малые реки, среди них от устья впадают:
В Преголе и её притоках обитает примерно сорок разных видов рыб, в том числе: толстолобик, щука, плотва, окунь, ёрш, сом, сазан, лещ, густера, краснопёрка, жерех, уклея, верховка, чехонь, сиг, ряпушка, кумжа, сёмга, налим, корюшка, усач, гольян, подуст, форель, хариус, голец, бычок-подкаменщик, вьюн, судак.
Из-за загрязнения Преголи в действительности многие из этих рыб встречаются редко. Многие рыбы, идущие на нерестилища в среднем течении Преголи, гибнут в предустьевой части Преголи (в районе Калининграда), так как эта часть реки наиболее загрязнена бытовыми и промышленными отходами. Но в последнее время, в связи с закрытием целлюлозно-бумажного завода, поголовье рыбы заметно увеличилось.
Преголя стала судоходной рекой благодаря дноуглубительным работам. В начале XX века устье Преголи соединили с Балтийским морем судоходным каналом.
До постройки железной дороги Калининград — Черняховск Преголя имела важное значение как транспортная артерия. Сейчас её значение в этом качестве сильно снизилось. Тем не менее коммерческое судоходство по Преголе сохраняется до сих пор. "Особенности движения и стоянки судов по судоходным путям Северо-западного бассейна" устанавливают следующий порядок движеня судов по реке Преголя:
На реке Верхняя Преголя (от г. Черняховск до п. Знаменск) движение одиночных судов и буксировка одного судна, а также на реке Тава (от истока до устья) движение судов длиной не более 20 м и грузоподъемностью до 200 тонн разрешается только в светлое время суток. На реке Преголя (от г. Калининград до п. Сокольники) толкаемые составы грузоподъемностью свыше 600 тонн должны осуществлять расхождение со встречными судами (составами) на участках Ушаковского плеса, Вороньего — Северного колена, п. Прибрежный — Нижняя Развилка. Суда, следующие в Озерки, должны остановиться у входа в канал или в озере Пустое и пропустить суда, идущие по Озерковскому каналу. Суда, выходящие из канала, пропускают суда, следующие по реке Преголя. Стоянка судов (составов) в границах судового хода (вне рейдов) разрешается только в один корпус. Движение всех судов по рейду Калининградского речного порта осуществляется только с разрешения диспетчера. Запрещается:
обгон в обоих направлениях, а также движение вниз в темное время суток, за исключением судов спецназначения, на реке Матросовка от истока до п. Мостовое; обгон в обоих направлениях и расхождение судов на реке Шешупа на участке излучин «Восьмерки»;
расхождение, обгон и стоянка судов (составов) на реках Преголя и Дейма от Гвардейского шоссейного моста до нижней границы городского пляжа;
расхождение и обгон составов на реке Н. Преголя на участке от одноярусного железнодорожного моста до моста № 1. обгон судов и составов в обоих направлениях на реке В. Преголя от п. Лунино до п. Н. Деревня; обгон судов (составов) на каналах Приморский, Полесский, Черняховский и Озерковский;
буксировка плотов во время проводки судов в разводные пролеты Калининградских мостов. формирование составов и плотов на Калининградском рейде во время разводки мостов.
стоянка судов (составов) на якорях в Озерковском, Приморском, Полесском, Черняховском каналах и на акватории карьера Лесное. cтоянка шаланд и других плавучих средств у борта земснарядов, когда мимо проходят суда (составы), если ширина свободной части судового хода менее 20 м движение судов и составов по р. Неман без получения разрешения в органах пограничных войск г. Черняховск по тел. 8-40141-321-31.
С целью улучшения условий судоходства по Преголе в двадцатых годах была принята программа строительства гидротехнических сооружений, в рамках которой в период с 1921 по 1926 год было построено пять шлюзов и Инстенбургский канал.
Шлюзы были построены на наиболее сложном в навигационном отношении участке реки между Знаменском и Заовражным. Все шлюзы имеют стандартные размеры: 45 м в длину и 7,5 м в ширину. Рядом с каждым шлюзом находился дом смотрителя.
Список шлюзов:
Инстербургский (Черняховский) судоходный канал начинается у шлюза рядом с Новой Деревней и идёт через центр Черняховска до русла Анграпы. Длина канала — 4 км, ширина — 7 метров. Входит в "Перечень ВВП-2002г"
Мосты перечислены по течению реки.
Мост | Автомобильных полос | Железнодорожных путей | Трамвайных колей | Пролётов | Разводной | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Мосты от устья до Талпаков | ||||||
Мост в Бережковском | 1 | - | - | 3 | Нет | До войны имел разводной средний пролёт. |
Мост в Междуречье | 2 | - | - | 3 | Нет | Мост довоенной постройки демонтирован. Организована пешеходная переправа по подвесному мосту. За 2014-2015 годы строится новый автомобильный мост. Ориентировочный срок сдачи - сентябрь 2015 |
Мосты на территории Талпаков | ||||||
Старый автомобильный мост | 2 | - | - | ? | Нет? | Не используется. Частично разобран. |
Эстакадный мост на трассе А229 | 2 | - | - | ? | Нет | |
Мосты на территории Знаменска | ||||||
Эстакадный мост на дороге Р514 | 2 | - | - | 7 | Нет | |
Мосты на территории Гвардейска | ||||||
Автомобильный мост на дороге Р512 | 2 | - | - | ? | Нет | |
Мосты на территории Калининграда[2] | ||||||
Пальмбургский мост[3] | 4 | - | - | 20 | Нет | В процессе демонтажа с 2014 года. На его опорах планируется возведение второй нитки нового Пальмбургского моста. |
Новый Пальмбургский мост[3] | 3 | - | - | 21 | Нет | Строительство закончено в 2013 году. Построен вплотную к довоенному Пальмбургскому мосту. Ещё 3 полосы будут построены после сноса довоенной части Пальмубгского моста. |
Второй эстакадный мост | 6 | - | - | ? | Нет | Через Старую и Новую Преголю. |
«Высокий» мост | 2 | - | 2 | 3 | Однокрылый. Средний пролёт. | Через Старую Преголю. |
«Юбилейный» мост | - | - | - | 3 | Двукрылый. Средний пролёт. | Через Старую Преголю. Пешеходный. |
«Деревянный» мост | 2 | - | 2 | 3 | - | Через Новую Преголю. Ранее средний пролёт был разводным. Двукрылый. |
«Медовый» мост | 1 | - | - | 3 | Средний пролёт. Двукрылый. | Через канал между Старой и Новой Преголей. |
Эстакадный мост | 4 (6 не на всей длине моста) | - | 2 | ? | Нет | Через Старую и Новую Преголю |
Железнодорожный мост | - | 1 | - | 3 | Средний пролёт. | Разведён в 1995 году и законсервирован. |
Двухъярусный мост | 2 (нижний ярус) | 2 (верхний ярус) | - | 3 | Средний пролёт | Пешеходные дорожки на нижнем ярусе. |
По мнению Карта Европейской Сарматии по Птолемею.
ЭСБЕ:Прегель в Викитеке? | |
Преголя (река).