Омский государственный театр куклы, актёра, маски «Арлекин» | |
---|---|
Кукольный театр «Арлекин» |
|
Прежние названия | Омский областной театр кукол
(до 1995 года) |
Основан | 1936 |
Главный режиссёр | Б. Саламчев |
Сайт | www.arlekin-omsk.ru |
Омский государственный театр куклы, актёра, маски «Арлекин» — один из старейших детских театров России, ведущий свою историю с апреля 1936 года. В репертуаре театра многочисленные постановки для зрителей разного возраста, начиная с двух лет. Спектакли театра отмечены различными призами на российских и международных фестивалях, в том числе престижной премией «Золотая маска».
Содержание |
Решение об организации в Омске театра кукол было принято в апреле 1936 года. Первыми руководителями были Е.Д. Аша-Парфеньев и Н. Кузьменко.[1] Артистами стали непрофессиональные кукловоды А. Шейна, А. Сонина, О. Старосек (Зикунова) и др. В качестве первого спектакля выбрали «Каштанку» А. Чехова. Кукол предоставил Театр кукол им. С. В. Образцова. Спектакль увидел свет в июле 1936 года. Приказом по Управлению театральными зрелищными предприятиями № 47 от 15 августа 1936 года Омский областной кукольный театр выделен из концертно-эстрадного сектора в самостоятельную хозяйственно-административную единицу.[2] Примечательно, что спектакль «Каштанка» впоследствии ставился в театре ещё несколько раз (в 1956 году А. Путевым-Богомоловым и в 1986 году Р. Виндерманом к 50-летию театра).
Долгое время театр работал без собственного помещения. Декорации изготавливали сами актёры. Одежду для кукол, в основном, шила актриса театра А. Шейна. По воспоминаниям очевидцев, репетировали на квартирах: ширмы натягивали в дверях, а режиссёр давал указания из соседней комнаты.[3]
С 1937 года театр начинает гастролировать по близлежащим городам (Тара, Тобольск, Тюмень, Ишим, Ялуторовск, Караганда и др.).
К 1939 году в репертуаре театра уже около десяти спектаклей.[4] Кукольный театр базируется в Доме Учителя. Художниками-постановщиками были Н. Никонов и Б. Сидельниковский. В этом же году в труппу поступает И. Ермаков, впоследствии — популярный омский детский писатель.[2]
В 1940 году Театр кукол снимает две комнаты в Областном доме пионеров и школьников. В театре появляются новые актёры, на должность режиссёра принят А. Герасимов, проработавший до 15 января 1941 года.
В начале Великой Отечественной войны многие актёры уходят добровольцами на фронт. Труппа пополняется артистами, эвакуированными из других городов. В 1942 годвозглавляют театр А. Трапани и Н. Висловская. Артисты выступают в госпиталях, на предприятиях, проводят пропагандистско-агитационные программы, ездят по деревням Омской области, перетаскивая декорации и реквизит на себе по непроезжим дорогам.
В годы войны осваиваются тростевые куклы, актёрское мастерство. Обновляется репертуар, проводится повышение квалификации работников театра.
Театр ставит «Золотого петушка», спектакль, восторженно принятый критикой тех лет. В. Емчинов в соавторстве с художником Омского драмтеатра Н. Меньшутиным создают яркую сценографию и костюмы. Режиссёр М. Иловайский использует музыкальные способности актёров.[4]
Кукольный театр по-прежнему не имеет собственного помещения. Декорации и куклы хранятся в подвале драмтеатра. Репетиции проводятся на чердаке кинотеатра «Победа».[3]
С августа 1947 года в театре работает художник-бутафор Л. Федорович, создавшая множество кукол, макетов декораций и бутафорских вещей для нескольких десятков спектаклей. Современники утверждают, что её цветы, грибы, хлеб, фрукты было сложно отличить от настоящих. В театре кукол она проработала более тридцати лет, создав за это время около трёх тысяч предметов.[4]
В 1949 году театру вручается Почётная грамота Исполкома ЦРСДТ и Центрального районного Комитета ВКП(б) г. Омска.[2] Вскоре создаётся первый театральный худсовет.
В 1954 году театр переезжает в собственное здание — небольшой частный дом на улице Чкалова. В 1955 году директором становится С. Уралов (бывший актёр театра), который рьяно берётся за продвижение театра. Его усилиями в 1958 году было выбито помещение на пр. Маркса, в котором театр располагался несколько десятилетий.
В 1958 году уходит на пенсию актриса А. Шейна, проработавшая в театре со дня его основания более 20 лет. Она стала первой заслуженной артисткой РСФСР в Омском кукольном театре. В труппу приходят Э. Ураков, ведущий артист театра на протяжении 50 лет, Нина Каликина, Николай Джанумянц, Виктор Емельянов. Главным режиссёром становится А. Варжало, проработавшая в этой должности до 1976 года.
В 1959 году театр берётся за постановку спектакля для взрослых «Занятые бездельники». Над сценарием работают омские драматурги В. Полторакин и Л. Шевшук, в качестве режиссёра приглашён В. Иогельсон. Обком партии и управление культуры запрещают спектакль к показу.
В сентябре 1960 года театр впервые принимает участие в зарубежном фестивале — Всемирном фестивале кукольных театров в Бухаресте.
В мае 1962 года представители театра принимают участие в смотре кукольных театров в Москве.
В театр, в качестве ученика кукловода, в числе нескольких выпускников самодеятельной студии Дворца культуры им. Ю. Гагарина, принят В. И. Евстратенко (с 1967 актёр театра, сыгравший большую роль в его становлении, будущий художественный руководитель театра).
В 1964 году директор театра С. Уралов поступает на режиссёрские курсы и уезжает в Москву. Вместо него на должность вступает А. Решетникова. Главный режиссёр А. Варжало с мужем, актёром Т. Варжало направляются в Ленинград в служебную командировку на конференцию «Театр кукол в жизни ребёнка».
В мае 1968 года представители театра принимают участие в московском смотре, посвящённом 50-летию Советской власти. В этом году в труппу приходят Г. Власов и В. Исаев, которые работают актёрами до сих пор (2009 год). Режиссёром-постановщиком становится москвичка Е. Незлученко, привнёсшая новую струю в творческую жизнь театра. Её постановки отличались смелой драматургией и интересными режиссёрскими находками. Коллектив театра награждён несколькими правительственными грамотами. В театре появляется второй заслуженный артист РСФСР — Тадеуш Варжало, легендарный кукольник, в руках которого, по словам очевидцев, куклы буквально оживали.[2]
1970-е годы отличает стремление к новаторству и синтетический подход. В репертуаре появляется больше спектаклей с тростевыми куклами. Актёры осваивают планшетную технику (первый спектакль с планшетными куклами «Волк в сапогах» поставлен в 1972 году).[5] Часто в спектаклях соседствует несколько стилей (например, в 1979 году в спектакле «Холодное сердце» на сцене одновременно действовали актёры в масках, а также куклы разных размеров).
В 1987 году в театр приходит молодой режиссёр Б. Саламчев. Он работает в Омском «Арлекине» более 20 лет.
В 1982 году художник - постановщик театра О. Верёвкина, с 1990 года - главный художником Омского театра кукол. За свою длительную карьеру она создаёт костюмы и декорации к нескольким десяткам спектаклей. Становится лауреатом «Золотой маски».
30 августа 1995 года Омский областной театр кукол переименован в Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» (свидетельство государственной Регистрации № 38605985 от 10.07.95 приказ № 88/01-03 от 30.08.95).[2]
В 1996 году актёр С. Дубков становится директором Омского театра кукол. Б. Саламчев ставит моноспектакль «Сказка о царе Ироде, или Вертепщик» для артиста В. Исаева. В 1998 году спектакль номинировался на «Золотую маску» в четырёх номинациях, победил в двух («Лучший художник театра кукол» и «Лучший спектакль театра кукол»). Также спектакль высоко оценен на многочисленных фестивалях.[2]
В 1997 году выходит спектакль «Русалочка», удостоенный Гран-при на II Международном фестивале «Белая Вежа» в Белоруссии.
В 2000 году поставлен спектакль «Первая сказка детства», удостоенный Гран-при I Регионального фестиваля театров кукол Сибири «Театр кукол на пороге в XIX век» в г. Барнауле «За тонкое прикосновение к поэтическому миру сновидений и мифов и философскую глубину». В 2002 году на фестивале в Новокузнецке спектакль «Аленький цветочек» собрал семь наград, включая Гран-при.[6]
В этом же году С. Дубкову присвоено звание Заслуженный работник культуры РФ.
30 декабря 2005 года Омский театр кукол переезжает в новое здание, переоборудованное из бывшего дома культуры «Молодёжный». Помещение специально реконструировано под театр. В сентябре театр награждён золотой медалью «Национальное достояние» благотворительного фонда «Меценаты столетья».
В 2006 году Б. Саламчеву присвоено звание Заслуженный деятель искусств РФ.В этом же году Г. Власову присвоено звание Заслуженный Артист РФ. 4 февраля того же года при театре торжественно открыт собственный музей. А в 2007 году премьерой спектакля «Путаница» К. Чуковского (режиссёр Э. Ураков) был открыт зал для самых маленьких зрителей.
В 2008 году осуществлена самая масштабная за всю историю Омского театра кукол постановка: спектакль «„Кармен“ Мериме». В этом же году состоялась премьера российско-польской постановки «Кариус и Бактус» Т. Эгнера. В июне участники спектакля «Мальчик—с—пальчик» стали лауреатами XXI Международного театрального фестиваля «Чемодан» в Польше.[2]
Весной 2009 года в Омске проходит Областной фестиваль конкурса «Лучшая театральная работа». Актёр А. Кузнецов удостоен специального приза жюри за роль в спектакле «„Кармен“ Мериме». Прошли обменные гастроли между Омским театром кукол «Арлекин» и Новокузнецким театром «Сказ». Прошли успешные гастроли в Тару.
В 2010 году спектакль "Дество Никиты" удостаивается гран-при на II международном фестивале театров кукол "Золотая магнолия", г. Шанхай (Китай)
Работники театра, сыгравшие определённую роль в становлении Омского театра куклы, актёра, маски «Арлекин» (в алфавитном порядке):
Долгое время гордостью театра были массивные входные двери, украшенные искусной резьбой по дереву. Они были символом театра на пр. Маркса, 10. Два Арлекина, склонившись в изящном поклоне, встречали зрителей, словно распахивая ажурный занавес, на котором были вырезаны сказочные дворцы и деревья (Фотография входа украшает юбилейный буклет к 65-летию театра [4]).
Затем перед входом появился огромный трон из чёрного металла, который в шутку называли «Кукольным богом». У композиции были и другие неофициальные названия: «Фараон», «Дядя Гена» (по имени актёра Г. Власова) и даже «Жена Чокана» (рядом находился памятник Ч. Валиханову). Художник театра Ольга Верёвкина увидела изображение этого трона на рисунке художника Нормана Катеринэ в первом номере журнала «Кукарт». Родилась идея изготовить скульптуру и подарить её театру. Конструкцию изготовили в мастерских Омского ТЮЗа. На фоне скульптуры фотографировались туристы, по нему лазали маленькие зрители в ожидании спектакля. Ставшая достопримечательностью, в 2007 году скульптура «переехала» вслед за театром в новое здание и теперь располагается во внутреннем дворике.[7]
В июне 2009 года на площади у театра кукол была торжественно открыта скульптура сидящего на колонне Арлекина, который держит в руках перчаточную куклу Петрушку. Этот своеобразный символ театра выполнен из листовой нержавеющей стали и латуни. Общая высота композиции 3 м 20 см. Автором работы стал скульптор Сергей Козач.[8], [9].
В 2005 году театр переехал в новое современное здание общей площадью 7000 м², которое до реконструкции было занято ДК «Молодёжный», принадлежавшим Омскому заводу имени К. Маркса. Это уникальное здание как по архитектурному замыслу, так и по техническому решению. Оно оснащено новейшим технологическим оборудованием. На сегодняшний день в здании три зала: большой на 400 мест, малый и зал для самых маленьких зрителей (открыт в 2008 году).
В театре есть собственный зимний сад, фонтан, музей кукол с экспонатами из разных регионов России. По убеждению проектировщиков, это — лучший по техническому оснащению детский театр России.[10]
В театре функционирует клуб для зрителей, который является своеобразным центром эстетического, культурного и нравственного воспитания. В клубе собирается молодёжь высших и средних учебных заведений Омска, старшеклассники. Педагоги театра стараются воспитать зрителя, заинтересованного творчеством, постоянного в составе, грамотного, готового к просмотру серьёзных театральных постановок. Таким образом, развивается художественный вкус, любовь к театру.
Научно-практическая конференция «Кукла PRO en CONTRO» является единственной в сибирском регионе, объединившей в единое культурное пространство специалистов и учащихся учебных заведений, а также мастеров театра.
В рамках Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» на базе Омского театра кукол «Арлекин» проводятся региональные фестивали, в которых принимают участие коллективы из городов Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и др.
Ежегодно проводятся творческие лаборатории и обменные гастроли с другими театрами.
В рамках областной целевой программы «Дети Омской области», под патронажем Министерства культуры проводится фестиваль «Театр глазами детей», получивший второе название «Арлекинчик».
В нём принимают участие самодеятельные коллективы. В рамках фестиваля проходят семинары, творческие лаборатории по обмену опытом, мастер-классы и пр.
Омский государственный театр куклы актера маски арлекин, омский государственный театр куклы актёра маски арлекин фото.