Мультикультурализм

Церковь и минарет в Стокгольме

Мультикультурали́зм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».

Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран).

Содержание

Критика

Критики мультикультурализма утверждают[источник не указан 379 дней], что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, т. к. подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.

В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов (А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Саркози), заявляли, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся[1][2][3].

Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп, в соответствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Канада

Около 20 % сегодняшних граждан Канады родились за пределами страны[4]. Недавние иммигранты в основном сосредоточены в Ванкувере, Монреале и Торонто. Мультикультурное наследие канадцев было официально признано в Конституционном акте 1982 года премьер-министром Пьером Эллиотом Трюдо, вместе с введением Канадской хартии прав и свобод, в которую включена статья 27, утверждающая, что «Хартия должна толковаться в соответствии с сохранением и укреплением мультикультурного наследия канадцев»[5].

Критика из Квебека

Для многих квебекцев, несмотря на официальную национальную политику двуязычия, мультикультурализм может являться угрозой, которая может свести их к другой этнической группе. Квебек имеет тенденцию к поощрению межкультурных связей, приветствуя людей любого происхождения, настаивая при этом, что они интегрируются во франкоязычную культуру большей части Квебека. В 2008 году, в ходе консультации Комиссии по Проживанию, обсуждающей культурные различия, которую возглавляли социолог Жерар Бушар и философ Чарльз Тейлор, было признано, что Квебек является де-факто плюралистическим обществом, но канадская модель мультикультурализма «не очень хорошо проявляется в условиях Квебека»[6]. Комиссарами комиссии были названы четыре причины против мультикультурализма в квебекском обществе: а) беспокойство по поводу языка не является важным фактором в английской Канаде; б) не было найдено фактов отсутствия безопасности меньшинств; в) в Канаде больше не существует этнической группы большинства (гражданами британского происхождения являются 34 % населения Канады, тогда как гражданами франко-канадского происхождения являются 79 % населения Квебека); г) наименее всего заботятся о сохранении основ культурных традиций в английской Канаде. Интеркультурализм, признают комиссары, «стремится примирить этнокультурное многообразие с целостностью франкоязычного ядра и сохранения социальной связи»[6].

Германия

В октябре 2010 года, на встрече с молодыми членами Христианско-демократического союза (ХДС) в Потсдаме, под Берлином, Ангела Меркель заявила, что попытки построить мультикультурное общество в Германии «полностью провалились»[7]. Меркель сказала: «Концепция, по которой мы в настоящее время живём бок о бок и счастливы этим фактом, не работает»[8]. Она также заявила, что иммигранты должны интегрироваться, принимать культуру Германии и её ценности. Это способствовало росту дебатов в Германии по поводу иммиграции[9], что отразилось на Германии и степени, по которой мусульманские иммигранты должны интегрироваться в немецкое общество.

Япония

Японское общество, с его идеологией однородности, традиционно отвергает любые попытки признать необходимость этнической дифференциации в Японии. Такие требования были отвергнуты даже в отношении таких этнических меньшинств, как айны[10]. Бывший премьер-министр Японии Таро Асо назвал Японию нацией «одной расы»[11].

В 2005 году, Дуду Дьен, специальный докладчик Комиссии ООН по правам человека, в своём докладе выразил озабоченность по поводу расизма в Японии и заявил, что правительству необходимо признать глубину проблемы[12][13]. За девять дней расследования Дьен пришёл к выводу, что расовая дискриминация и ксенофобия в Японии первую очередь влияет на три группы: национальные меньшинства, латиноамериканцы японского происхождения, в основном, японские бразильцы, и иностранцы из других азиатских стран[14]. Например, по данным УВКБ ООН, в 1999 году Япония приняла только 16 беженцев для переселения, в то время как Соединенные Штаты приняли 85 010, а Новая Зеландия, в которой живёт гораздо меньше человек, чем в Японии, принято 1140. В период с 1981, когда Япония ратифицировала Конвенцию ООН о статусе беженцев, по 2002 года, Япония признала беженцами только 305 человек[15][16].

Югославия

До Второй Мировой Войны, первые ростки напряжённости на Балканах возникали из-за многонационального состава монархической Югославии и абсолютного политического и демографического доминирования сербов. Для Югославских войн, которые имели место в период между 1991 и 2001 годами, были характерны острые этнические конфликты между народами бывшей Югославии, в основном, между сербами, с одной стороны, и хорватами, боснийцами и албанцами, с другой. Но и между боснийцами и хорватами в Боснии и македонцами и албанцами в Республике Македония также были трения.

Конфликт имеет свои корни в различных политических, экономических и культурных проблемах, а также в давней этнической и религиозной напряженности.

Мультикультурализм и ислам

В статье литературного журнала Hudson Review, Брюс Бавер пишет о том, что он видит, как развивается отвращение к идее и политике мультикультурализма в Европе, особенно в Нидерландах, Дании, Великобритании, Норвегии, Швеции, Австрии и Германии[17].

Литература

  • Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос, 2003.
  • Галецкий Владислав «Критическая апология мультикультурализма»
  • Малахов В. Зачем России мультикультурализм? // Мультикульурализм и трансформация постсоветских обществ. М., 2002.
  • Малахов В. Культурный плюрализм versus мильтикультурализм // Малахов В. Скромное обаяние расизма и другие статьи. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
  • Мошняга П. А. Билингвальное образование в Японии: межкультурная коммуникация vs мультикультурализм // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 4 — Культурология.
  • Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. Под редакцией В. С. Малахова и В. А. Тишкова. М., 2002
  • Новое Литературное Обозрение, № 94 (2008) (Раздел «ПОСТСОВЕТСКОЕ СОЗНАНИЕ И POSTCOLONIAL STUDIES»).
  • Тлостанова М. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века. М., 2000.
  • Чандран Кукатас «Теоретические основы мультикультурализма»

Ссылки

  1. А.Меркель: Попытки построить мультикультурное общество в Германии полностью провалились
  2. Британский премьер осудил политику мультикультурализма
  3. Саркози признал провал мультикультурализма
  4. OECD Factbook 2007. — Organisation for Economic Co-operation and Development, 2007. — P. 252–253. — ISBN 92-64-02946-X
  5. Constitutional Act, 1982
  6. ↑ Layout 1
  7. Merkel says German multicultural society has failed<>, BBC News (17 октября 2010).<>http://lenta.ru/news/2010/10/17/merkel/
  8. http://news.yahoo.com/s/afp/20101017/wl_afp/germanymuslimreligionimmigration
  9. Germany's charged immigration debate, BBC News (17 октября 2010).
  10. Abe fine with 'homogeneous' remark, Kyodo News (27 февраля 2007). Проверено 10 августа 2009.
  11. Aso says Japan is nation of 'one race'
  12. Press Conference by Mr Doudou Diène, Special Rapporteur of the Commission on Human Rights. Проверено 5 января 2007.
  13. «Japan racism 'deep and profound». BBC News (2005-07-11). Retrieved on 2007-01-05.
  14. 'Overcoming "Marginalization" and "Invisibility"', International Movement against all forms of Discrimination and Racism (PDF). Проверено 5 января 2007.
  15. Japan’s refugee policy
  16. Questioning Japan’s 'Closed Country' Policy on Refugees
  17. Crisis in Europe»

Мультикультурализм.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52