Моринхур

Монгольский музыкант Самбуугийн Пурэвжав играет на моринхуре
Моринхур в одном из музеев Китая

Моринхур (монг. морин хуур, бурятск. моринхур), также кит. матоуци́нь (Шаблон:Lang-zh-тупб) — струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения, распространён в Монголии, регионально на севере Китая (в первую очередь район Внутренняя Монголия) и РоссииБурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае). Головка грифа моринхура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи; в некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание.

Имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с кожаной верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. В XX веке стали появляться инструменты и с цельнодеревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки) резонаторными отверстиями в верхней деке[1] . Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади (монг. морин — ‘лошадиный’), на которой крепятся два деревянных колка. Длина всего инструмента — 100—110 см.

На шейку натягиваются две струны из конского волоса[2]: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста жеребца и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы. Струны настраиваются в кварту, хотя в старину, по-видимому, настраивались в квинту. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.

Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. Струны зажимаются между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн не используется. Смычок держат в правой руке, при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры и, таким образом, варьировать тембр инструмента.

На моринхуре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под острым углом (почти вертикально) вверх. Как правило, это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении «протяжных песен» и эпических сказаний. В монастырской музыке не использовался.

Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сухэ создал первый моринхур (матоуцинь), изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы. Китайские исследователи предполагают происхождение моринхура от цзициня — древнего струнного инструмента, некогда распространённого на северо-востоке Китая.

В Европу моринхур первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.

Аналоги в других культурах

Игиль
Игиль

У алтайцев в дополнение к моринхуру есть родственный инструмент икили, у тувинцев игил или игиль (бытует вместе с моринхуром в ансамблевой практике), у хакасовыых.[3]. В Индии есть родственный инструмент рабанастр и другие. В китайской музыке широко применяется ещё один двуструнный смычковый инструмент эрху. См. также китайский цинь.

Примечания

  1. CD booklet notes, Mongolia: Traditional Music, 1991, Auvidis-UNESCO D 8207
  2. Morin khuur. www.silkroadproject.org. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 11 марта 2011.
  3. Статья об игиле на сайте группы Буготак

Ссылки

Моринхур.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52