Линейные корабли типа «Нагато» | |
---|---|
Nagato-class battleship | |
Проект | |
Страна | Япония |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | Стандартное 39 120—39 250 т, полное 46 356 т |
Длина | 221,1/224,9 м |
Ширина | 33 м |
Осадка | 9,5 м |
Бронирование | Главный пояс — 305…102 мм; верхний пояс — 203 мм; траверсы — 330…254 мм; палуба — 127+70; башни — до 457 мм; барбеты — до 457 мм; рубка — 370; казематы — 25 мм |
Двигатели | 4 ТЗА Kampon |
Мощность | 82 300 л. с. |
Скорость хода | 25 узлов (26,7 узлов до модернизации) |
Дальность плавания | 8560 морских миль на 16 узлах |
Экипаж | 1480 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 4 × 2 — 410-мм/45, 18 × 1 — 140/50 |
Зенитная артиллерия | 4 × 2 — 127-мм/40, 10 × 2 — 25-мм/60 |
Авиационная группа | 1 катапульта, 3 гидросамолёта[1] |
«Нагато» — тип линейных кораблей японского императорского флота. Всего построено 2 единицы — «Нагато» (Nagato) и «Муцу» (Mutsu)[2].
Содержание |
Корабли типа «Нагато» являются первыми полностью спроектированными и построенными в Японии линкорами. Они создавались на основе концепции быстроходных линкоров (как английские корабли типа «Куин Элизабет»).
Длина корпуса — 213,4 м, ширина — 29 м. Полное водоизмещение до модернизации — 38500 тонн.
Артиллерия главного калибра — 8 409-мм пушек в четырёх башнях (по два орудия в башне). Две башни на носу корабля и две — на корме. Вспомогательный калибр — 20 140-мм орудий. Характерной чертой линкоров этого типа была пагодообразная надстройка. В 1920 году один из кораблей «Нагато» на испытаниях легко показал ход в 26,7 узла — как у линейного крейсера. Таким образом, эти суда стали первыми представителями класса современных быстроходных линейных кораблей. Интересно, что высокую скорость линкоров «Нагато» удавалось скрывать вплоть до 1945 года[3].
Схема бронирования: основной броневой пояс по ватерлинии наибольшей толщиной 305 мм — в районе погребов и машин в центральной части корпуса, утончается по краям до 100 мм. Второй 152-мм пояс закрывал среднюю часть корпуса. Горизонтальное бронирование включало две броневые палубы — 70 и 50 мм, а также дополнительную палубу полубака толщиной 25 мм, служившую крышей каземата противоминной артиллерии. То есть максимальная толщина горизонтальной брони — 145 мм.
С 1933 по 1936 «Нагато» и «Муцу» прошли модернизацию. В ходе работ на кораблях установили бортовые противоторпедные були и кормовые наделки. Ширина корпуса возросла с 29 до 33 м. Также были установлены новые паровые котлы, отапливаемые нефтью. Общий вес брони увеличился с 10 396 до 13 032 т (в основном усилено горизонтальное бронирование), а максимальная скорость упала с 26,7 до 25 узлов. Максимальный угол возвышения артиллерии главного калибра увеличился до 43°, а противоминной артиллерии — до 35°. Число 140-мм орудий было уменьшено с 20 до 18 и сняты все торпедные аппараты. Устаревшие 80-мм зенитные пушки заменены на 127-мм установки (4×2). Установлены 20 25-мм автоматов. Смонтирована катапульта для запуска гидросамолетов.
Стандартное водоизмещение после модернизации повысилось с 32 700 до 39 200 т.
Название | Место постройки | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
«Нагато»[4] | 28 сентября 1917 | 9 ноября 1919 | ноябрь 1920 | затонул 29 июля 1946 года как корабль-мишень | |
«Муцу»[5] | 1 июня 1918 | 31 мая 1920 | октябрь 1921 | 8 июня 1943 года взорвался и затонул. |
«Нагато»
Принимал участие в сражениях у атолла Мидуэй и в Заливе Лейте.
К концу войны линкор был в небоеспособном состоянии и находился в Йокосуке.
Во время испытаний ядерного оружия у Атолла Бикини использовался как корабль-мишень. 29 июля 1946 года во время второго испытания затонул.
«Муцу»
В битве у атолла Мидуэй линкор входил в главные силы эскадры адмирала Ямамото но активных действий не предпринимал.
Участвовал в сражении у Восточных Соломоновых островов.
8 июня 1943 в Хиросимском заливе на «Муцу» произошёл взрыв погребов кормовых башен. Основной причиной взрыва является, скорее всего, халатность экипажа. После взрыва корабль разломился на две части и затонул. Из 1474 членов экипажа «Муцу» удалось спасти 353 человека.
В июле 1944 г. японцам удалось откачать с «Муцу» 580 тонн топлива, но поднять корабль не удалось.
Линкоры Японского Императорского флота | ||
---|---|---|
Тип «Кавати» | «Кавати» · «Сэтцу» | |
Тип «Фусо» | «Фусо» · «Ямасиро» | |
Тип «Исэ» | «Исэ» · «Хюга» | |
Тип «Нагато» | «Нагато» · «Муцу» | |
Тип «Тоса» | «Тоса» · «Кага» | |
Тип «Кии» | «Кии»,«Овари»,«Суруга»,«Оми»(не закладывались) | |
Тип «Ямато» | «Ямато» · «Мусаси» | |
Линейные крейсера
|
||
Тип «Конго» | «Конго» · «Хиэй» · «Кирисима» · «Харуна» | |
Тип «Амаги» | «Амаги» · «Акаги» · «Атаго» · «Такао» | |
Тип «B64» | · |
Линейные корабли типа «Нагато».