Линейные корабли типа «Бисмарк»

Линейные корабли типа "Бисмарк"
ТТХ и идентификационные параметры линкора "Тирпиц", изданные отделом Военно-Морской разведки Военно-морского министерства США
Основная информация
Тип Линкор
Государство флага Третий Рейх
Принадлежность Кригсмарине
Верфь Blohm + Voss,

Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven

Строительство начато 1 июля 1936
Введён в эксплуатацию 24 августа 1940
Выведен из состава флота 12 ноября 1944
Современный статус выведены из состава флота
Параметры
Водоизмещение 41 700т стандартное, 50 900т  полное («Бисмарк»),

42 900т стандартное, 52 600т  полное («Тирпиц»)

Длина 251  м (наибольшая), 241,5  м (между перпендикулярами, «Бисмарк»),

253,6  м (наибольшая), 241,72  м (между перпендикулярами, «Тирпиц»)

Ширина 36 м
Осадка 8,6 — 10,6 м
Бронирование (значения в мм[1])
  • пояс 320—170
  • верхний пояс 145
  • траверсы 220—145
  • продольная переборка 30 — 25
  • башни ГК 360—130
  • барбеты ГК 340—220
  • башни СК 100 — 40
  • барбеты СК 80 — 20
  • палуба 50 — 80 + 80 — 95 (скосы 110—120)
  • рубка 350—220
  • противоторпедная переборка — 45
Технические данные
Силовая установка 3 ТЗА, 12 ПК Вагнера
Мощность 138 000 л. с.
Винты 3
Скорость 29 узлов
Дальность плавания 8525 миль («Бисмарк»), 8870 миль («Тирпиц») на 19 узлах[1]
Экипаж 2092 — 2608 человек
Вооружение
Артиллерийское вооружение 8 (4х2) — 380-мм/47 орудия SK/C-34
Зенитная артиллерия 8x2 — 105-мм/65 LC/31 (LC/37 на «Тирпице»)[1],

8x2 — 37-мм/83, 12x1 — 20-мм/66

Авиационная группа 2 катапульты, 4 гидросамолета

Линкоры типа «Бисмарк» — тип линейных кораблей (нем. Schlachtschiff), состоявший на вооружении Кригсмарине в годы Второй мировой войны. Самые мощные линкоры и самые крупные боевые корабли, по­строенные в Германии[1].

Содержание

История создания

Линкоры типа «Бисмарк» своим появлением обязаны подписанием в июне 1935 года Англо-Германского морского соглашения, фактически снявшего ограничения Версальского договора 1919 года и расширившего допустимый тоннаж германских кораблей до 35 % от соответствующего в Королевском ВМФ Великобритании[2]. После рассмотрения ряда предварительных проектов, 1 июля 1936 года головной корабль серии, «Бисмарк», был заложен на стапеле верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге.

Вооружение

Линейный корабль «Бисмарк» при вступлении в строй, 24 августа 1940
Вид с воздуха линейного корабля «Тирпиц». Издание отдела Военно-Морской разведки Военно-морского министерства США

Артиллерия главного калибра была представлена 8 новыми 380-мм 47-калиберными орудиями SK/C-34. Они могли вести огонь 800-кг сна­рядами на дальность 36,5 км, а на дистанциях до 21 км их снаряды теоретически пробивали 350-мм броню. Сохранилось разделение артиллерии на противоминную (150-мм) и крупнокалиберную зенитную (105-мм). Однако, в отличие от предшественников в лице типа «Шарнхорст», все орудия 150-мм калибра размещались в башнях. Кроме того, линкоры несли значительное число стволов зенитных автоматов 37-мм и 20-мм калибров. Состав зенитного вооружения на «Тирпице» менялся в ходе службы, в июле 1944 г. на линкоре имелось 78 20-мм автоматов[1]. Корабли оборудовались двумя авиационными катапультами, несли до 6 гидросамолетов (из них 2 хранились на катапультах)[1].

Бронирование

В отличие от американских линкоров типа «Саут Дакота» или «Айова», французских типов «Дюнкерк» и «Ришелье», главный пояс на линкорах типа «Бисмарк» был внешним и не имел наклона. Высота главного пояса равнялась 5,2 м, он простирался на 70 % длины корабля от погребов носовой до погребов кормовой башен ГК. Его толщина составляла 320 мм, что было несколько меньше, чем аналогичный показатель у кораблей типа «Шарнхорст»[1]. Плиты главного в верхнего поясов были изготовлены из цемен­тированной брони Круппа KCnA и укладыва­лись на тиковую подкладку толщиной 50 мм[3]. Толщина верхнего пояса была, наоборот, существенно увеличена по сравнению с «Шарнхорстами» — с 45 до 145 мм. С обеих концов цитадель замыкалась траверсами, имевшими толщину 145, 220 и 180 мм на батарейной, главной и нижней палубах соответственно. Верхняя броневая палуба имела толщину 50-мм (80-мм над погребами), главная броневая палуба — 80-мм + 110-мм скосы (над погребами 95-мм + 120-мм скосы)[1]. Палубная броня изготовлялась из закаленной броневой стали «Wh». Барбеты башен главного калибра брони­ровались только выше броневой палубы и по высоте до верхней палубы имели толщину 220 мм (дополнительную защиту им обеспечивала бортовая броня). Над верхней палубой толщина плит барбетов уве­личивалась до 340 мм. Башни ГК в лобовой части защищались плитами толщиной 360 мм, боковые части башен — 150—220 мм, тыль­ная сторона — 320 мм. Броня для артиллерийских башен изготовлялась из цементированной брони Круппа «KCnA»[3]. Более подробно о толщине броневых плит на разных участках — в таблице ТТХ справа. Общий вес брони составлял 18 700 т (44 % водоизмещения).

Энергетическая установка

ЭУ линкоров типа «Бисмарк» — трехвальная, состояла из 12 котлов Вагнера (58 атм, 475°С) и 3 турбозубчатых агрегатов («Blohm und Voss» на «Bismarck» и «Brown-Boweri» на «Tirpitz»). Отличалась низкой надежностью и малой эконо­мичностью. Реальный расход топлива серьёзно превышал рас­четный (на 10 % на полном ходу и на 19 % на экономическом на ЛК «Тирпиц»). На ходовых испытаниях «Бисмарк» развил 30,12 уз. (при 150 070 л.с.), «Тирпиц» — 30,8 уз. (при 163026 л.с)[1].


Служба и гибель


Корабли типа «Бисмарк» принимали активное участие в боевых действиях на море в ходе Второй мировой войны. В мае 1941 «Бисмарк» совместно с тяжелым крейсером «Принц Ойген» участвовал в операции «Rheinübung» («Учения на Рейне») — планировавшейся атаке британского торгового судоходства в Атлантике. В ходе сражения в Датском проливе 24 мая 1941 потопил артиллерийским огнем британский линейный крейсер «Худ», однако сам был повреждён попаданиями снарядов с линейного корабля «Принс оф Уэлс». В ходе преследования британскими кораблями, после попадания авиаторпед с торпедоносцев, вылетевших с борта авианосца «Арк Ройял» 27 мая 1941 погиб в бою с британскими линейными кораблями «Rodney» и «King George V» и тяжелым крейсером «Dorsetshire» в 400 милях от Бреста[1].

«Тирпиц» известен своими операциями из баз в Норвегии, где корабль находился в составе Боевой Группы Кригсмарине. На протяжении нахождения корабля в Норвегии на него несколько раз организовывались атаки авиации флота и КВВС. 12 ноября 1944 потоплен бом­бардировщиками «Ланкастер» при помощи сверхтяжелых бомб «Толлбой» в Тромсё-фьорде — в результате двух прямых попаданий и трех близких разрывов перевернулся и затонул[1].

Список кораблей типа[4]

Название Название в период постройки Верфь-строитель Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступления
в состав флота
Дата вывода
из состава флота/гибели
Судьба
Бисмарк («Bismarck») Schlachtschiffe «F»,

«Ersatz Hannover»[3]

Blohm + Voss, Гамбург 1.7.1936 14.2.1939 24.8.1940 27.5.1941 Погиб в бою с британскими ЛК «Rodney» и «King George V» и КРТ «Dorsetshire» в 400 милях от Бреста
Тирпиц («Tirpitz») Schlachtschiffe «G»,

«Ersatz Schleswig Holstein»[5]

Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven 2.11.1936 1.4.1939 25.2.1941 12.11.1944 Потоплен британскими бом­бардировщиками «Ланкастер» с использованием сверхтяжелых бомб «Tallboy» в Тромсё-фьорде

Литература

  • С. В. Патянин. Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 1. — М.: «Морская коллекция», № 8, 2005
  • Печуконис Н. И., Давыдов Ю. В. Линейный корабль «Бисмарк» История корабля 1934—1941
  • А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии 1939—1945. — СПб.: «Корабли и сражения», 1995
  • Gröner, Erich (1990). German Warships: 1815—1945. Annapolis, MD: Naval Institute Press. ISBN 0-87021-790-9. OCLC 22101769.


Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 С. В. Патянин. Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 1. — М.: «Морская коллекция», № 8, 2005, глава «Линейные корабли»
  2. С. В. Патянин. Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 1. — М.: «Морская коллекция», № 8, 2005, глава «Линейные корабли»
  3. 1 2 3 Печуконис Н. И., Давыдов Ю. В. Линейный корабль «Бисмарк» История корабля 1934—1941
  4. С. В. Патянин. Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 1. — М.: «Морская коллекция», № 8, 2005
  5. Gröner, p. 33

Ссылки

  • Энциклопедия кораблей. Линкор «Бисмарк»
  • Германские линкоры Второй мировой войны

Линейные корабли типа «Бисмарк».

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52