Кованько, Александр Матвеевич

полковник Александр Матвеевич Кованько, Санкт-Петербург, 1904 г.

Алекса́ндр Матве́евич Кованько́ (4 [16] марта 1856, Санкт-Петербург20 апреля 1919, Одесса) — изобретатель и пилот-аэронавт, начальник Учебного воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы, генерал-лейтенант.

Содержание

Биография

Александр Матвеевич Кованько родился в семье горного инженера, в Санкт-Петербурге, в Эртелевом переулке (сейчас улица Чехова). Учился в Ларинской и 1-й Санкт-Петербургской классической гимназии. В 1878 году Александр закончил Николаевское инженерное училище, а затем поступил в Офицерский класс Технического гальванического училища [1].

А уже в мае 1878 года подпоручик Кованько в составе понтонного батальона несет военную службу на территории Турции, и в победе русских войск в той великой Освободительной Балканской войне есть вклад и молодого офицера Кованько.

Позднее А. М. Кованько заведовал Учебной гальванической командой Лейб-гвардии Саперного батальона, преподавал саперное дело.

На протяжении почти десяти лет деятельность А. М. Кованько была связана с Гатчиной и расположенной поблизости от неё деревни Сализи (ныне деревня Котельниково). На гатчинском военном поле силами возглавлявшегося им учебного заведения был оборудован аэродром — первый военный аэродром России, а в Сализи, начиная с 1909 года, располагался лагерь Воздухоплавательной школы, впоследствии переросший в дирижабельный порт Ленинграда.

В феврале 1885 года была создана первая в России «Кадровая команда военных аэронавтов», командиром которой был определён поручик Александр Матвеевич Кованько. По существу, так было положено начало отечественному военно-воздушному флоту, ибо спустя пять лет её реорганизовали в Учебный Воздухоплавательный парк, а ещё через десять он стал Офицерской Воздухоплавательной школой с двумя отделениями — Воздухоплавательным и Авиационным, базировавшимися в Гатчине. Всё это время (а если быть точнее, то 33 года бессменно!) Александр Матвеевич был во главе этого нового и чрезвычайно важного дела.

6 августа 1887 года в Московской области наблюдалось полное солнечное затмение. Местом для научных наблюдений был избран г. Клин. В то время А. Кованько был поручиком лейб-гвардии саперного батальона, он должен был поднятся на воздушном шаре вместе с Д. И. Менделеевым для выполнения наблюдений с воздуха. В корзину пристоили барограф, два барометра, бинокли, спектроскоп, электрический фонарь и сигнальную трубу. С шара предполагалось зарисовать корону солнца, наблюсти движение тени и провести спектральный анализ. В 6 часов 25 минут Д. И. Менделев и А. М. Кованько сели в корзину, но намокший шар не поднялся. А. М. Кованько уступил просьбам Д. И. Менделеева и прочитав ему лекцию об управлении шаром, показав, что и как делать, вылез из корзины. Д. И. Менделеев проводил наблюдения сам.

Он организовывал полёты на воздушных шарах (аэростатах) для научных исследований атмосферы и изучения влияния полёта на организм человека. Кованько добился производства отечественных аэростатов и дирижаблей и предложил несколько своих конструкций. В 1894 году представил проект аэроплана и воздушного винта.

С 1898 года — член воздухоплавательной комиссии Международного метеорологического комитета.

В русско-японскую войну 1904—1905 гг. командовал 1-м Восточно-Сибирским воздухоплавательным батальоном [2], организовал боевое применение привязных аэростатов для корректирования артогня и наблюдения за противником.

26 апреля 1906 г. Высочайшим указом «за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий» А. М. Кованько был произведен в генерал-майоры.

С 1910 года командовал Офицерской Воздухоплавательной школой, в которой были подготовлены первые лётчики в России. Под его руководством был построен первый русский дирижабль, а затем — пять самолётов [3].

В 1913 году А. Кованько была прислана награда — орден Французского легиона, после того как в Воздухоплавательном парке побывали 2 представителя французской армии и были восхищены тем, насколько эффективно и мощно развернули воздухоплавательное дело в России [4].

После революции Александр Кованько оставался служить советской власти на своем посту вплоть до сентября 1918 года, когда вышел в отставку по болезни. Суровейшие трудности Гражданской войны сказались на здоровье Александра Матвеевича, оказавшегося вместе с женой Елизаветой Андреевной и тремя дочерьми в крайне стесненных материальных условиях. В 1919 году родственники вывезли тяжелобольного генерала в Одессу, где 20 апреля этого же года он скончался.

Кованько и филателия

А. М. Кованько был известным в России коллекционером земских почтовых марок[5].

Награды

  • орден Св. Станислава 2-й ст. (1893),
  • орден Св. Анны 2-й ст.(1895),
  • орден Св. Владимира 3-й ст. (1901);
  • мечи к имеющемуся ордену Св. Владимира 3-й ст. (1905);
  • Золотое оружие (1907)

Смотри также

Ссылки

  • Кротова М. К. «Расставаясь с родным мне парком…»
  • Слово об Александре Матвеевиче Кованько
  • Слово о A. M. Кованько
  • Кованько, Александр Матвеевич на сайте Русская армия в Великой войне

Примечания

  1. Техническое гальваническое заведение для подготовки военных электротехников было открыто в Петербурге в 1856 году.
  2. С. В. Грибанов Пилоты Его Величества. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. ISBN 978-5-9524-2707-5
  3. По материалам статьи в «Гатчинской правде» за 1985 и БСЭ, том 12.
  4. http://petersburg-history.narod.ru/p134.htm
  5. Павлов Е., Притула В. Высший пилотаж // Филателия СССР. — 1988. — № 4. — С. 12—17.

Кованько, Александр Матвеевич.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52