Кецалькоатль

(перенаправлено с «Кецалькоатль»)
Перейти к: навигация, поиск
Изображение Кетцалькоатля из кодекса Мальябекиано (Codex Magliabechiano), XVI в.
Современное изображение Кетцалькоатля

Кетцалько́атль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль, аст. Quetzalcōātl — «пернатый змей»; [ketsaɬˈko.aːtɬ], исп. Quetzalcóatl)) — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки, а также имя исторической личности.

Кецаль (кетсаль, кетцаль, квезал) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.

Кроме того, в честь ацтекского бога получил свое имя кетцалькоатль (лат. Quetzalcoatlus), крупнейший представитель отряда птерозавров.

Происхождение

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150—500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

В Теотиуакане поклонялись Тлалоку, богу воды, в то время как Кетцалькоатль, как змея, олицетворял плодородие земли и был подчинен Тлалоку. После развития культа он стал самостоятельным.

Со временем Кетцалькоатль слился с другими божествами и перенял их свойства. Кетцалькоатль часто ассоциировался с Эхекатлем (Ээкатлем), богом воздуха, олицетворяя силы природы, а также ассоциировался с утренней звездой (Венерой) (под именем Тлауискальпантекутли (Тлауицкальпантекутли), исп. Tlahuixcalpantecuhtli). Двойник (науаль, нагваль) и близнец Кецалькоатля Шолотль — бог вечерней звезды, планеты Венера. Ночью он переправляет через глубины подземного мира с запада на восток солнечный диск. Кетцалькоатль стал воплощением дождя, божественных вод и ветров, в то время как Тлалок был богом подземных и озерных вод, пещер и рек, а также растений. И наконец Кетцалькоатль стал одним из богов-создателей.

Влияние бога Теотиуакана распространилось и на майя, которые звали его К'ук'улькан.

В Шочикалько (700900 гг. н. э.) правители стали связывать свою власть с именем Кетцалькоатля, изображения бога обрели больше человеческих черт. Со временем религию переняли тольтеки, и их правители стали использовать имя Кетцалькоатля. Тольтеки изображали Пернатого Бога человеком, обладающим божественными чертами, которые также связывают с их правителями.

Тескатлипока чёрный, Codex Borgia, XVI в.

Самым известным из этих правителей был Се Акатль Накшитль Топильцин Кетцалькоатль (Один Тростник Наш Повелитель Пернатый Змей — науатль) (923947 либо 9471000-е гг.), легенды о котором практически неотделимы от легенд о боге. В настоящее время наиболее признанной датой появления Кецалькоатля в Туле считается 980 г. Тольтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тецкатлипокой (Тескатлипокой), и сделали их равными соперниками и близнецами. В одной из легенд о Се Акатле говорится, что он считал свое лицо настолько безобразным, что отпустил длинную бороду, чтобы скрыть его, а позже стал носить белую маску. Легенда была несколько искажена, и на изображениях Кетцалькоатля часто стали изображать белобородым человеком.


Культ

Кецалькоатль и Тескатлипока, Codex Borbonicus, XV в.

Поклонение Кетцалькоатлю включало принесение в жертву бабочек и колибри, а в поздний период культа (когда влияние Кетцалькоатля как политика сошло на нет) в жертву приносили и людей.

У тольтеков противником Пернатого Змея был Тескатлипока, который отправил Кетцалькоатля в изгнание. По другой версии Кецалькоатль добровольно уплыл на плоту из змей, пообещав вернуться. Широко распространенная (особенно в зарубежной литературе) версия об отождествлении ацтеками Кортеса с вернувшимся богом Кецалькоатлем по мнению В. И. Гуляева неверна[1].

Когда ацтеки переняли культуру тольтеков, Тескатлипока и Кетцалькоатль стали равными друг другу соперниками; Кетцалькоатля также звали Белым Тескатлипокой, в противоположность Чёрному Тескатлипоке. Вместе они создали мир, при этом Тескатлипока потерял стопу.

См. также

Примечания

  1. Подробнее об этом см.: Гуляев В. И Сколько раз открывали Америку? М., Знание, 1978, с. 22-27; Гуляев В. И. По следам конкистадоров. М., Наука, 1976, с. 46-49.

Литература

  • Кинжалов Р. В. Кетцалькоатль // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  • Об историческом Кецалькоатле см. в: Деметрио Соди, Великие культуры Месоамерики
  • Boone, Elizabeth Hill Incarnations of the Aztec Supernatural: The Image of Huitzilopochtli in Mexico and Europe. — Philadelphia, PA: American Philosophical Society, 1989. — ISBN 0-87169-792-0.
  • Burkhart, Louise M. Holy Wednesday: A Nahua Drama from Early Colonial Mexico. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1996. — ISBN 0-8122-1576-1.
  • Carrasco, David Quetzalcoatl and the Irony of Empire: Myths and Prophecies in the Aztec Tradition. — Chicago, IL: University of Chicago Press, 1982. — ISBN 0-226-09487-1.
  • Florescano, Enrique The Myth of Quetzalcoatl. — translation of El mito de Quetzalcóatl original Spanish-language. — Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 1999. — ISBN 0-8018-7101-8.
  • Sunstone 10.
  • Gillespie, Susan D The Aztec Kings: The Construction of Rulership in Mexica History. — Tucson: University of Arizona Press, 1989. — ISBN 0-8165-1095-4.
  • Hodges, Blair Method and Skepticism (and Quetzalcoatl...). Life on Gold Plates (29 September 2008).
  • James, Susan E (Winter 2000). «Some Aspects of the Aztec Religion in the Hopi Kachina Cult». 0894-8410.
  • Knight, Alan Mexico: From the Beginning to the Spanish Conquest. — pbk. — Cambridge: Cambridge University Press, 2002. — ISBN 0-521-89195-7.
  • Lafaye, Jacques Quetzalcoatl and Guadalupe: The Formation of Mexican National Consciousness, 1531–1813. — Chicago: University of Chicago Press, 1987. — ISBN 0-226-46788-0.
  • Lawrence, D.H. The Plumed Serpent. — 1925.
  • Locke,Raymond Friday The Book of the Navajo. — Hollaway House, 2001.
  • We People Here: Nahuatl Accounts of the Conquest of Mexico / Lockhart, James. — Berkeley: University of California Press, 1993. — ISBN 0-520-07875-6.  (англ.)  (исп.)
  • Martínez, Jose Luis (1980). «Gerónimo de Mendieta (1980)». Estudios de Cultura Nahuatl 14.
  • Nicholson, H.B. Topiltzin Quetzalcoatl: the once and future lord of the Toltecs. — University Press of Colorado, 2001. — ISBN 0-87081-547-4.
  • Nicholson, H.B. The "Return of Quetzalcoatl": did it play a role in the conquest of Mexico?. — Lancaster, CA: Labyrinthos, 2001.
  • Phelan, John Leddy The Millennial Kingdom of the Franciscans in the New World. — University of California Press, 1970.
  • Pohl, John M.D. Creation Stories, Hero Cults, and Alliance Building: Postclassic Confederacies of Central and Southern Mexico from A.D. 1150–1458. In: The Postclassic Mesoamerican World. pp. 61–66. Edited by Michael Smith and Frances Berdan.. — University of Utah Press., 2003.
  • Pohl, John M.D., Virginia M. Fields, and Victoria L. Lyall Children of the Plumed Serpent: The Legacy of Quetzalcoatl in Ancient Mexico: Introduction. In: Children of the Plumed Serpent: The Legacy of Quetzalcoatl in Ancient Mexico. pp. 15–49.. — Scala Publishers Ltd., 2012.
  • Restall, Matthew Seven Myths of the Spanish Conquest. — Oxford and New York: Oxford University Press, 2003. — ISBN 0-19-516077-0.
  • Restall, Matthew (2003). «Topiltzin Quetzalcoatl: The Once and Future Lord of the Toltecs (review)». Hispanic American Historical Review 83 (4).
  • Ringle, William M.; Tomás Gallareta Negrón and George J. Bey (1998). «The Return of Quetzalcoatl». Ancient Mesoamerica (Cambridge University Press) 9 (2): 183–232. ISBN 0-631-23015-7.
  • Taylor John An Examination into and an Elucidation of the Great Principle of the Mediation and Atonement of Our Lord and Savior Jesus Christ. — Deseret News, 1892.
  • Townsend, Camilla (2003). «No one said it was Quetzalcoatl:Listening to the Indians in the conquest of Mexico». History Compass 1 (1).
  • Townsend, Camilla (2003). «Burying the White Gods:New perspectives on the Conquest of Mexico». The American Historical Review 108 (3).
  • Wirth, Diane E (2002). «Quetzalcoatl, the Maya maize god and Jesus Christ». Journal of Book of Mormon Studies (Maxwell Institute) 11 (1): 4–15.

Первоисточники

  • Кодекс Теллериано-Ременсис. www.kuprienko.info. — Украина, Киев, 2010. Перевод с испанского - А.Скромницкий, В.Талах. Проверено 11 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 5 декабря 2012.
  • Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С. А. Куприенко, В. Н. Талах.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2014. — 377 с. — ISBN 978-617-7085-11-8.
  • История народа чичимеков, его поселения и обоснования в стране Анауак.. www.kuprienko.info (22 марта 2010). — пер. с исп. - В. Талах, Украина, Киев, 2010. Проверено 23 марта 2010. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.

Ссылки

  • Мезоамерика глазами русских первопроходцев
  • Древняя Мезоамерика
  • «Энциклопедия „Мифы народов мира“»: Кецалькоатль
  • Брэнт Гарднер. Отцы Кецалькоатля (Критическое изучение источников. Альбукерке, Нью-Мексико. 1997 г.)
  • Р. В. Кинжалов (МАЭ РАН) Катабасис Кецалькоатля


Кецалькоатль.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52