Итальянцы в Крыму

Перейти к: навигация, поиск

Итальянцы являются одним из малочисленных народов современного Крыма. В настоящее время их численность составляет порядка 300—500 человек[1], действуют две общественных организации, объединяющие потомков итальянских семей.

История

Храм Успения богородицы. Керчь. 1840 года постройки

Несмотря на давнее (с ХIII века) и весьма значительное присутствие в Крыму, остатки средневекового итальянского населения полуострова подверглись татаризации и на момент включения его в состав Российской империи не сохранились как организованная община. В большинстве своём крымские итальянцы являются потомками моряков, портовых работников, крестьян и строителей и их семей, которые прибыли несколькими волнами (крупнейшая и самая первая была в 1820 году, отдельные семьи продолжали переселение впроть до 1900 года[2]) в поисках работы и дальнейшего постоянного поселения на территории российского полуострова Крым из итальянских городов Бари, Трани, Бишелье, Битонто и Молфетта (область Апулия на Адриатике). Часть семей прибыла из областей [[Кампания (Италия)|Кампания], Венето и Лигурия. Стимулом к переселению в этот период служил и интенсивный отток крымских татар в Османскую империю (мухаджирство), в ходе которого высвободилось много пригодных для ведения сельскохозяйственных земель и имеющих схожий с Италией средиземноморский климат.

Первая группа переселенцев состояла из примерно 30 семей. В начале ХIХ века Керчь стала важным центром морской торговли с Сардинским королевством, существовавшим на территории современной Италии. В Керчи было открыто и консульство королевства Сардиния и королевства Двух Сицилий. Наличие консульства и быстрорастущей итальянской диаспоры в Крыму сделали участие Сардинского королевства в войне 1856 году против Российской империи совсем неслучайным. Антонио Феличе Гарибальди, дядя Джузеппе Гарибальди, был одним из консулов. Наиболее компактно итальянские семьи селились в сельских предместьях Феодосиии и Керчи, которые в настоящее время являются частью городской черты[3]. В 1840 году итальянцы построили первый католической собор в Керчи, ставший одним из островков христианства, постепенно возрождающегося на полуострове после более чем 300-летнего доминирования ислама. При католической церкви монахини-итальянки вязали тонкие кружева.

К началу ХХ века крымские итальянцы были довольно многочисленной и постоянно растущей общиной за счёт высокого естественного прироста. В Керчи действовала итальянская начальная школа, клуб и библиотека. Местная газета «Керченский рабочий» уже в советское время регулярно публиковала статьи на итальянском языке. По данным всероссийской переписи 1897 года, 1,8 % Kерченскгo уезда были итальянцами, а в 1921 около 3 000 человек или 2 % имели итальянское происхождение. Был создан итальянский колхоз "Сакко и Ванцетти", в который вступали и некоторые эмигрировавшие в СССР итальянские коммунисты и антифашисты. В период расцвета члены итальянской общины участвовали в активных перекрёстных миграциях по всем городам российского Причерноморья: Одесса, Мариуполь, Севастополь, Симферополь, Донецк, Дружковка, Новороссийск, Батуми.

По переписи 1933 года доля итальянцев в Kерченском районе сократилась до 1,3 % населения[4]. После 1933 года были заподозрены в профашистких симпатиях и в 1936—1942 годах многие мужчины по ложным приговорам были сосланы в Сибирь А 28-29 января и 8-10 февраля 1942 года по распоряжению НКВД были высланы в Казахстан (Атбасар) почти все итальянские семьи. В ходе депортации в середине ХХ века народ понёс невосполнимые демографические потери[5]. В пути и ГУЛАГах погибли более половины депортированных. При Хрущёве итальянцам было позволено вернуться в Крым. Традиционный день памяти жертв депортации в общине отмечается в первое воскресенье после 28 января.

Депортация и реабилитация

Долгое время наиболее остро стояла проблема реабилитации репрессированных итальянцев. В апреле 2014 года, после включения Крыма в состав РФ, российские граждане итальянской национальности смогли воспользоваться положениями о реабилитации жертв сталинских репрессий, которые позволяют им рассчитывать на определенную компенсацию и реституцию конфискованного имущества, в том числе даже на недвижимость, если она не была уничтожена во время операций ВОВ или национализирована[6]. Однако официальной реабилитации итальянцы Крыма до сих пор не добились. В период суверенной Украины, преследования народов Крыма по политическим мотивам официально не признавались в том числе и из-за нехватки средств на реституцию[7][8].

См. также

Примечания

  1. http://www.inopressa.ru/article/23Apr2014/corriere/italy.html
  2. http://www.ilgiornale.it/news/italiani-perseguitati-stalin-e-poi-dimenticati-crimea.html
  3. http://www.crimea.ru/item_info_big.htm?id=849
  4. http://digilander.libero.it/frontedeserto/memory/bossolicrimea.htm
  5. http://www.youtube.com/watch?v=Qzy0GKPd3uc
  6. http://www.inopressa.ru/article/23Apr2014/corriere/italy.html
  7. http://www.youtube.com/watch?v=dzoShGEN5TE
  8. http://www.youtube.com/watch?v=xJ3d6oPRzs4

Литература

  • Этнографический туризм в Крыму: состояние и перспективы развития. Крымский республиканский краеведческий музей.
  • Неизвестная трагедия итальянцев Крыма. Керчь, 2007
  • L'olocausto sconosciuto. Lo sterminio degli italiani di Crimea" Roma, 2008
  • Gli italiani di Crimea. Nuovi documenti e testimonianze sulla deportazione e lo sterminio. Roma, Edizioni Settimo Sigillo, 2012

Итальянцы в Крыму.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52