Задача

Задача — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать. В первом значении задачей можно назвать, например, ситуацию, когда нужно достать предмет, находящийся очень высоко; второе значение слышно в указании: «Ваша задача — достать этот предмет». Несколько более жёсткое понимание «задачи» предполагает явными и определёнными не только цель, но и условия задачи, которая в этом случае определяется как осознанная проблемная ситуация с выделенными условиями (данным) и требованием (целью).[1] Ещё более узкое определение называет задачей ситуацию с известным начальным состоянием системы и конечным состоянием системы, причём алгоритм достижения конечного состояния от начального известен (в отличие от проблемы, в случае которой алгоритм достижения конечного состояния системы не известен).

В более широком смысле под задачей также понимается то, что нужно выполнить — всякое задание, поручение, дело, — даже при отсутствии каких бы то ни было затруднений или препятствий в выполнении. В учебной и т. п. практике «задача», напротив, принимает более узкий смысл и обозначает упражнение, требующее нахождения решения по известным данным с помощью определённых действий (умозаключения, вычисления, перемещения элементов и т. п.) при соблюдении определённых правил совершения этих действий (логическая задача, математическая задача, шахматная задача).

В отличие от функции, которая может осуществляться постоянно, задача может быть решена.

Решение задачи обычно требует определённых знаний и размышления. Отсюда — понятие «озадачить»: это значит либо «заставить задуматься», либо «поручить выполнение задачи» (впрочем, последнее значение упоминается в словарях как шутливое, разговорное).

Содержание

Параметры задачи

В задаче выделяют:[2]

  • Элементы ситуации
  • Правила преобразования ситуации
  • Требуемое решение (цель)

Требуемое решение может быть задано по-разному: как конечное состояние ситуации (например, то, как должна выглядеть собранная головоломка); как получение нового знания (например, 2 + 2 = ?); как установление неких связей (отношений) между элементами ситуации (например, когда требуется определить, какой из двух предметов тяжелее) и т. д.

Характеристики условия задачи

Выделяют следующие характеристики условия задачи:[2]

  • Привычность или непривычность ситуации, новизна задачи для субъекта
  • Степень выделенности (явности) существенных отношений
  • Форма условий (реальная ситуация / изображение / словесное описание)
  • Соотношение условия-решение: условия достаточны / недостаточны / избыточны для решения.

Решение задач

См. также

Литература

  • Фридман Л. М. Основы проблемологии / Серия: Проблемология. М: Синтег, 2001. 228 с.
  • Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984.
  • Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  • Петухов В. В. Психология мышления: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 87 с.

Примечания

  1. Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.
  2. 1 2 Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984. Гл. 2. § 1.

Задача.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52