Дон Кихот | |
Don Quixote | |
Композитор | |
---|---|
Источник сюжета | |
Хореограф | |
Сценография |
П. А. Исаков, И. Шангин, Ф. И. Шеньян (1869) |
Последующие редакции | |
Количество действий |
балет в 4 актах 8 картинах с прологом |
Год создания | |
Первая постановка |
14 декабря 1869 |
Место первой постановки |
«Дон Кихот» — балет по роману Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (исп: El ingenioso hidalgo don Quijote de la Mancha). Наиболее известна постановка балетмейстера Александра Горского на музыку композитора Людвига Минкуса. В дальнейшем свои редакции этого балета, значительно отличающиеся от первоначальной версии, создавали другие хореографы, в частности Алексей Ратманский и Борис Эйфман. Кроме того, в период с 1740 по 1965 год балеты с названием «Дон Кихот», или схожим, создавались и другими композиторами и балетмейстерами.
Содержание |
Первое представление балета Л. Минкуса состоялось 14 декабря 1869 года в Большом театре.
В романе Сервантеса образ печального рыцаря Дон Кихота, готового на любые подвиги и благородные поступки, является основой сюжета. В балете Дон Кихот является второстепенным персонажем, а сюжет сосредотачивается на любовной истории Китри и Базиля, исполняющих свои вариации на городской площади. Опытный капельмейстер Людвиг Минкус был отличным знатоком балетного ремесла, его признавали балетным композитором. Его искрящаяся, как шампанское музыка радовала слух и заставляла пускаться в пляс. Петипа подхватил такое настроение, материалиазовав эту жизнерадостность во множестве испанских и цыганских (La gitane,Gitano) танцев, подлинные названия которых — шика, морена и зингара. В классическом балете это была их стилизация, танцы болеро и танец Эспады — это «испанистые», а не испанские танцы.
Трактирщик Лоренцо хочет выдать свою дочь Китри замуж за богатого дворянина Гамаша. Но Китри влюблена в цирюльника Базиля. Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, видит в своем воображении образ Дульсинеи, которой и представляется ему Китри (в третьей картине второго акта). Во время праздничного гулянья в кабачке Базиль разыгрывает сцену самоубийства, и Китри умоляет отца благословить их любовь. Лоренцо колеблется. Возмущённый Дон Кихот приказывает выполнить просьбу. Нехотя Лоренцо благословляет Китри и Базиля. Базиль быстро поднимается цел и невредим — его самоубийство было всего лишь шуткой. Друзья выталкивают Гамаша из кабачка. Всеобщее веселье и танцы продолжаются. На площади Барселоны все готово к празднику в честь Китри и Базиля. В торжественном марше собираются гости. Среди них благородный рыцарь Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса.
Начинается праздник. Дон Кихот и Санчо прощаются со всеми и отправляются на поиски новых приключений.
Четвёртый акт. Coda. | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
Во все времена существования спектакля сцена розыгрыша «самоубийства» Базиля (сцена «в Кабачке» четвёртой картины второго акта) вызывала одну и ту же реакцию зрителя — смешки. Здесь проявлялось актёрское мастерство исполнителя и его чувство юмора. «Базиль быстро поднимается цел и невредим — его самоубийство было всего лишь шуткой».
Третий акт балета — праздничное действо. Самые яркие танцы в балете. Апофеозом акта и финалом спектакля стало Pas de deux и, конечно обязательным элементом 32 фуэте.
Как говорил историк и критик балета Б. А. Львов-Анохин:
«Художественная выразительность в балете не может быть достигнута без чистоты формы, никакой спортивный азарт её не заменит… Любое виртуозное движение перестаёт быть дешёвым трюком, если не теряет строгой классической формы… в этом путь к подлинной артистичности, когда танец перестаёт быть гимнастикой и превращается в интеллектуальное искусство».
Владимир Васильев впервые исполнил в вариации третьего акта новые элементы: пируэт с постепенным опусканием ноги с passe — retire в пятую позицию (штопор), усложнённые комбинации вращений — Grand pirouette c petite battement, двойной тур в воздухе, двойной saut de basque en dedans c rond de jambe.
Балет в 3 актах 7 картинах. Новая редакция балетмейстера А. Н. Богданова (по петербургской редакции М. И. Петипа). Дирижёр С. Я. Рябов
Дирижёр — А. Ф. Арендс, Художники: Александр Головин, Н. А. Клодт (декорации), К. А. Коровин (костюмы)
Редакция Балетмейстера Александра Горского. Дирижёр — Рикардо Дриго, художники: Константин Коровин, Александр Головин, Н. А. Клодт
Балет в 4 актах 7 картинах с прологом, балетмейстер Фёдор Лопухов (по А. А. Горскому).Дирижёр — А. В. Гаук. Художники: Константин Коровин, Александр Головин
14 декабря 1869 года | Дон Кихот | Людвиг Минкус | Мариус Петипа | Мариус Петипа | Большой театр |
6 декабря 1900 года | Испанский Фанданго |
А. Ю. Симон Э. Ф. Направник |
Александр Горский | Мариус Петипа | Большой театр |
10 февраля 1940 года | Цыганский танец | Bалерий Желобинский | Касьян Голейзовский | Александр Горский | Большой театр |
1942 год | Цыганский танец (вставной номер) | Bалерий Желобинский | Касьян Голейзовский | Филиал Большого театра | |
1942 год | Танцы: Номер Эспады (I картина 1 акта), "Таверна"(II к.1 а.), Болеро - IV акт Танец подруг Китри - IV акт Финальный, общий танец - IV акт |
Людвиг Минкус | Касьян Голейзовский | Филиал Большого театра |
Балет в 4 актах 7 картинах с прологом, балетмейстер Фёдор Лопухов (по А. А. Горскому)
на сцене Филиала Большого театра.
Новые танцы в постановке Н. А. Анисимовой
На Западе постановка балета «Дон Кихот» была осуществлена антрепризой Анны Павловой в 1924 году в сокращенном варианте, в редакции от 1902 года Горского. В начале 1940-х годов балет был поставлен полностью вместе с Pas de Deux и вставными вариациями Русским балетом Монте-Карло (Ballet Russe de Monte Carlo). В 1966 году Рудольф Нуриев поставил свою версию спектакля для Венского государственного оперного театра. В 1973 году Нуриев экранизировал свою версию спектакля в Австралийском балете (англ. Australian Ballet). В 1980 году в American Ballet Theatre Михаил Барышников поставил свой вариант спектакля, который идёт в его версии во многих театрах мира, в том числе в Парижской опере.
Балет «Дон Кихот» считается одним из самых ярких и великих творений из классических балетов.
Спектакль поставлен многими компаниями, и по всему миру в различных вариантах.
Балет в 3-х действиях, пяти картинах с прологом. Либретто Мариуса Петипа в редакции Алексея Чичинадзе. Балетмейстер-постановщик Алексей Чичинадзе (с использованием хореографии Александра Горского), художник-постановщик Марина Соколова, дирижёр-постановщик Георгий Жемчужин
Алексей Чичинадзе:
«Мне было интересно, сохранив самое ценное из хореографии выдающегося русского балетмейстера Александра Горского, переосмыслить и переработать ряд сцен балета. Мы искали более точную логику развития событий, отказываясь от длинных пантомимных сцен, заменяя их действенным танцем. В спектакле много новой хореографии, прежде всего в народных танцах».— Алексей Чичинадзе[5]
«Классический балет „Дон Кихот“ был впервые поставлен Мариусом Петипа в 1869 году, дошёл до нас в постановке Александра Горского и других более поздних интерпретаторов. Интересно, что этот блестящий балет отнюдь не инсценировка знаменитого романа Сервантеса, а самостоятельное хореографическое произведение по мотивам „Дон Кихота“».— Михайловский театр[8]
Балетмейстер Алексей Ратманский. Художник — Жером Каплан. Китри — Анна Цыганкова. Базиль — Мэтью Голдинг
«Погрузившись в историю, хореограф Ратманский выяснил, что записи оригинала Петипа не сохранились даже в главном хранилище русского балетного наследия — библиотеке Гарвардского университета. Уцелели лишь оригинальное либретто, музыкальная партитура с режиссёрскими комментариями, старинные программки и лихие статьи рецензентов. В результате Алексей Ратманский сочинил собственную версию, но „с огромным уважением к балетным традициям“, как он признается в буклете к спектаклю. Первое, что уважил хореограф — это пролог: Хореограф вернул ему статус полноценной части спектакля, в которой завязывается история странствий Дон Кихота. Начитавшись романов, безумный рыцарь видит Дульсинею, молящую о спасении. Это видение будет преследовать его весь спектакль, появляясь даже на небе в виде луны».— Мария Сидельникова[10]
Самобытность Алексея Ратманского и неординарность его мышления всегда оправдывали ожидания публики, как балетоманов с билетом на галёрку, так и любителей театрализованного балета, занимающих места в ложах театра. Определение «реставрация спектакля» никогда не было спутником талантливого хореографа с чувством вкуса.
«Заканчивается балет на лирической ноте: Хореограф отправляет влюбленного рыцаря в путь — в бесконечное путешествие за прекрасной дамой. Из всех находок Алексея Ратманского, пожалуй, самым эффектным моментом спектакля оказался фантасмагорический кошмар Дон Кихота. Прежде чем попасть в дивный мир дриад и амуров, бедный рыцарь подвергается нападению танцующих кактусов, отважно расправляется с ними под раскаты грома и сверкание молний и оказывается в лесной пещере дивной красоты, залитой волшебным зелено-желтым светом».— «Коммерсантъ»
«Конечно, спектакль и сегодня не утратил общественного звучания: в современном мире только чистый сердцем безумец может, не задумываясь о последствиях, вступаться за обиженных и за справедливость, как и во времена Сервантеса. Но, как я уже писала, есть и другой смысл балета Эйфмана, возможно, главный, который заключен в сцене с обручем (а затем и в аналогичной сцене с мячом). Перешагнув через обруч (опустив на пол мяч, который дала ему держать надзирательница), человек посмел перешагнуть черту, обозначенную для него неважно кем: правительством, общественными предрассудками, им самим, наконец. Оказалось, что перешагнуть черту просто, очень просто опустить мяч на пол, и человек получает в дар не только светлый мир, но СВОБОДУ МЫСЛИТЬ и ТВОРИТЬ. А что такое творчество, как не момент безумия нормального человека? По Эйфману, только безумцу открываются иные миры и иной смысл жизни. Поэтому-то среди обитателей больницы один Дон Кихот не сумасшедший, а Безумец, потому что он способен творить».
«Дон Кихот — это трагикомедия, построенная на контрастах Сцены в сумасшедшем доме дали мощный толчок неистощимой эйфмановской фантазии. Хореографический рисунок массовых сцен основан на клинически-точном воспроизведении нескоординированных движений психически больных людей. Эйфман балансирует на лезвии ножа: одно движение — и он может быть обвинен (а в Америке — запросто) в отсутствии политической корректности… В сценах в сумасшедшем доме нет издевки, но много юмора и — грусти».
Балеты по роману Мигеля Сервантеса «Дон Кихот Ламанчский» ставились и другими балетмейстерами и на другую музыку под разными названиями: «Don Quichotte», «Don Quixotte», «Свадьбы Гамаша», «Дон Кихот и Санчо Панса», «Дон Кихот Ламанческий», «Портрет Дон Кихота».
1. 1740 год — Первая постановка в Австрии, Вена, балетмейстером Ф. Хильфердингом
2. Старцер — Новер:
1768 год — балет «Дон Кихот» на музыку Жозефа Старцера поставил в Вене балетмейстер Жан Новер. Художник Л. Боке.
3. композитор Лефевр — балетмейстер Милон:
18 января 1801 года — под названием «Свадьбы Гамаша» (Les Noces de Gamache), Парижская Опера, балетмейстер Л. Ж. Милон. Дон Кихот — Ж. П. Омер, Китри — С. Шевиньи, Базиль — О. Вестрис, Санчо Панса — Ш.Бопре, Гамаш — Ж.Лебель.
Эта постановка просуществовала на сцене Парижской Оперы приблизительно 20 лет и неоднократно возобновлялась другими балетмейстерами в разных театрах:
- во Франции: там же в Парижской Опере была возобновлена Люсьеном Петипа;
- в России:
- 22 января 1834 года в Большом Каменном театре в Петербурге балетмейстером А. Блашем по Милону, под названием «Дон Кихот и Санчо Панса». Партию Китри исполнила В. А. Зубова;
- 24 января 1835 года в Московском Большом театре Вержинией Гюллень-Сор (по Милону), которая исполнила главную партию Китри. Художники И. Браун, И. Иванов, дирижёр Д. П. Карасёв.
4. Венюа — Дидло:
Балет «Дон Кихот» в 2 актах, на музыку Антуана Венюа был поставлен в Петербургском Большом Каменном театре
27 мая 1808 году — балетмейстером Шарлем Дидло; а также в Лондоне в 1809 году — балетмейстером Ж. д’Эгвиль.
5. Цинк — Бурнонвиль:
Балет в в 3 актах «Дон Кихот» поставленный балетмейстером Августом Бурнонвилем на музыку композитора Цинка
в 1837 году в Датском Королевском балете Копенгагена
6. Г. Петрасси — А. Миллош:
1947 год — под названием «Портрет Дон Кихота», композитор Гофредо Петрасси, Балет Елисейских полей, Париж, балетмейстер А. Миллош; исполнители — Ж. Бабиле и Н. Филиппар.
7. Л. Шпис — Т. Гзовская:
1949 год — «Дон Кихот» в 5 картинах поставлен в Берлинской опере на музыку Людовика Шписа. Балетмейстер и сценограф Татьяна Гзовская, художник П. Шрекер, дирижёр — Л. Шпис. В роли Терезины-Дульсинеи М. Фрис, Дон Кихота — В. Холлен, Санчо Панса — М. Пилло.
8. Штребингер — П. Тальони:
в 1850 году балетмейстер П. Тальони поставил балет в Берлине на музыку Йозефа Штребингера
9. Герхард — Нинетт де Валуа:
1950 год — «Дон Кихот» в 5 сценах на музыку Р. Герхарда на труппу «Сэдлерс-Уэллс балле», «Ковент-Гарден» поставила в Лондоне балетмейстер Нинетт де Валуа, она также работала над сценографией спектакля, художником которого был Э. Бурра. В ролях: Дон Кихот — Р. Хелпмен, Алдонца Лоренца-Дульцинея — Марго Фонтейн, Санчо Панса — А. Грант, Цирюльник — Р. Поуэлл.
10. Ж. Ибер — Серж Лифарь:
1950 год — Спектакль под названием «Странствующий рыцарь» на музыку Жака Ибера представлен в Опера Гарнье, балетмейстер Серж Лифарь.
11. Я. Доубрава — Й. Нермут:
В 1957 году в чешском городе Брно состоялась премьера балета в 3 актах Дон Кихот". Музыка — Ярослав Доубрава, балетмейстер Й. Нермут. Сценография — Й. Бахтик. Художник Й. Адамичек. Дирижёр Й. Пинкас. В главных партиях — К. Толар, М. Хойдони, В. Авратова, В. Вагнерова.
12. Набоков — Баланчин:
28 мая 1965 года Джордж Баланчин впервые поставил многоактный балет в трёх актах и пяти картинах, на музыку композитора Николая Набокова в «Нью-Йорк сити балле»[15], «Стейт тиэтр». Художник Э. Франсе. В партии Дульцинеи — Сюзанн Фаррелл. Дон Кихот — Р. Рапп, Санчо Панса — Д. Ламон.
Дон Кихот (балет).