Гомон (группа)

«Гомон» ― белорусская народническая петербургская группа в 1880-е годы.


Содержание

История создания

Группа возникла среди студентов ― уроженцев Белоруссии, выступавших с инициативой создания автономной белорусской фракции «Народной воли». Создатели и руководители: Александр Марченко из Мстиславского уезда, Хаим Ратнер из Шклова, им помогали М. Н. Стацкевич, В. Б. Крупский, С. Нестюшко-Буйницкий, М. Стецкевич.

Деятельность группы «Гомон»

Группа теоретически обосновывала существование белорусской нации, в своей программе выдвигала требование социального и национального раскрепощения белорусского народа, которое связывало с победой народной революции в России, переходом власти Учредительному собранию и образованием национальных автономий[1].

Группа поддерживала связь с Северо-Западной организацией «Народной воли», созданной в Вильно (1882) по инициативе Исполкома «Народной воли» и объединяющей народнические кружки Виленской, Витебской, Гродненской, Ковенской и Минской губерний, а именно с её руководителями ― А. Лисовской, М. Чикаидзе, Е. Айзенбергом и И. Лампе.

В 1884 году группа выпускала на русском языке нелегальный гектографичный журнал «Гомон» с подзаголовком «Белорусский социально-революционный обзор». Журнал призывал к борьбе с самодержавием в содружестве с российскими революционерами, печатали корреспонденцию с мест. «Мы — белорусы и должны бороться за местные интересы белорусского народа и федеративную автономию страны, — пишется в первом номере журнала. — Мы — революционеры, потому что, разделяя программу борьбы Народной воли, считаем необходимым принять участие в этой борьбе; мы — социалисты, ибо нашей главной целью является экономическое улучшение страны на основе научного социализма». Впервые была озвучена мысль о самостоятельности белорусской нации[2].

Польский исследователь профессор Рышард Радзик, ссылаясь на Витольда Йодко-Наркевича, предполагает, что редакторами «Гомона» были молодые поляки[3][4].

Однако, это не совсем так. Скорее всего, Х. Ратнером вписаны такие слова: «Беднейшая часть еврейства нигде так не сошлась с народом, как в Белоруссии: евреи не только усвоили здесь некоторые народные обычаи и предрассудки, но даже нередки случаи единодушной борьбы этой части с белорусами же против евреев же богачей и панов…»

Вышло два номера журнала. В марте 1884 году инициаторы журнала арестованы. Р. Радзик утверждает, что белорусские народники «не оставили за собой ни непосредственных преемников, ни значительных следов в сознании создателей белорускости предреволюционного периода двадцатого века». Но, скорее, дело в последующем замалчивании группы «Гомон». О ней вспоминают лишь ненадолго в 1930-х гг.

Примечания

  1. Самбук С. М. Революционные народники Белоруссии. ― Мн., 1976. С. 150—179
  2. Публицистика белорусских народников / Сост. и подг. текстов С. Х. Александровича и И. С. Александрович; предисл. и коммент. И. С. Александрович.― Мн.: Изд-во БГУ, 1989. 134 с.
  3. Jodko-Narkiewicz W. Z powodu odezwy białoruskiej // Przedświt. 1903. № 2. S. 56-57.
  4. Radzik R., Między zbiorowością etniczną w wspólnotą narodową, Białorusini na tle przemian narodowych w Europie Środkowo-Wschodniej XIX stulecia. ― Lublin 2000. S. 255

Литература

  • С. Александровiч. Яны выдавалi «Гомон» // Слава ― багацце. ― Мн., 1981.
  • Łuckiewicz A. Narodowolcy-Białorusini i ich organ «Homon» // Pamiętnik VI Powszechnego zjazdu historyków polskich w Wilnie 17-20 września 1935 r. T. 1. Lwów, 1935.

Ссылки

  • Белорусский сборник № 3. Р. Радзик. Петербургские народники ― творцы современной белорусской национальной идеи
  • В. Носевич. Становление этноса и национальная идея
  • П. В. Терешкович. Этническая история народов Центрально-Восточной Европы (1860-1890-е годы

Гомон (группа).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52