Бедиа (Абхазия)

Расположение села Бедиа

Бе́диа — (абх. Бедиа; мегр. ბედია, Бедиа) село в Ткуарчалском районе Абхазии. Расположено к югу от райцентра Ткуарчал в равнинной полосе, в нижнем течении реки Оходжа. В литературе встречается также другая транскрипция названия села — Бедия. С 1925 года по 1952 год сначала официально именовалось Вторая Бедиа, затем Меоре Бедиа. В административном отношении территория села представляет собой Бедийскую сельскую администрацию (абх. Бедиа ақыҭа ахадара), в прошлом Бедийский сельсовет. До 1994 года село входило в состав Галского района.

Содержание

Границы

На севере Бедиа граничит с селом Агубедиа; на востоке — с селом Чхуартал; на юге — с селом Царча; на западе — с сёлами Ачигвара и Река Очамчирского района.

Население

Население [1] Бедийского сельсовета по данным переписи 1989 года составляло 628 человек. Этнический состав — грузины.

В XIX веке Бедийская сельская община была гораздо обширнее современного села Бедиа. По данным переписи населения 1886 года на территории нынешнего села Бедиа проживало православных христиан — 1247 человек, мусульман-суннитов не было. По сословному делению в Бедиа имелось 69 дворян и 1178 крестьян. Князей, представителей православного духовенства и «городских» сословий в Бедиа не проживало.

По данным той же переписи жители села были учтены как этнические «самурзаканцы». По данным переписи населения 1926 года большая часть жителей Бедиа, как и других сёл верхней части Гальского уезда, записывается абхазами.

Год переписи Число жителей Этнический состав
1886 1.247 самурзаканцы 100%
1926 1.515 (сельсовет Вторая Бедиа) абхазы 95,7%; грузины 3,4%
1959 570 грузины (нет точных данных)
1989 628 грузины (нет точных данных)

История

Средневековье

Бедиа является одним из древнейших сёл Абхазии, в средневековую эпоху имело важное культурное и политическое значение в масштабах всего Западного Закавказья.

Однако нынешнее село Бедиа является лишь южной окраинной частью исторического Бедиа. Большая часть территории исторического села Бедиа в процессе административной реформы в ССР Абхазии в 1925-1931 годах была выделена в сельсовет Агубедиа и передана Очамчирскому району. О средневековой истории села, в том числе об основных исторических памятниках Бедии, читайте в разделе «история» статьи Агубедиа.

На нынешней территории села Бедиа в районе посёлка Пшаур находятся развалины средневекового православного храма XIV века. Храм, как и другие сооружения вокруг него, облицован тёсанными камнями. Вблизи храма находится часовня, а в 10 метрах от неё сохранился фундамент двухэтажного дворца. Сооружение Бедийского архитектурного комплекса местное население приписывает средневековому зодчему Пшаури, который приехал в Бедиа из горной зоны Восточной Грузии с целью постройки дворца и храма [2].

XIX столетие

К концу XIX века Самурзакан уже был чётко разделён на 2 основные лингвистические зоны: абхазоязычную и мегрелоязычную. Первая охватывала верхние (северные) селения Самурзаканского участка, в том числе Бедиа; вторая, бо́льшая по территории и численности населения, — нижние (центральные и южные) сёла. Между этими двумя зонами располагались смешанные селения. По сообщению Г. Шухардта, в конце XIX столетия «в общинах Бедийской, Окумской, Чхортольской, Гальской, Царчинской слышится абхазская речь; в Саберио, Отобая, Дихазургах говорят по-мингрельски» [3].

Советский период и настоящее время

В 1920-е годы абхазские коммунисты начинают высказывать мысли о приведении административных границ уездов в соответствие с этнолингвистическими. Так уроженец Бедийской сельской общины Ефрем Эшба в 1925 году в статье «Мы требовали и получили настоящую независимую Советскую Абхазию» отмечает: «кстати — здесь отмечу, что административное деление уездов несколько не соответствует национальным признакам, где это можно, тщательно пересмотреть административное деление: в частности — я думаю, что 2-3 селения Гальского уезда с населением, говорящим по-абхазски, надо отнести к Кодорскому уезду, как Бедиа, Река, Эшкыт, Копит, Верхний Чхортол, Окум» [4].

Вплоть до второй четверти XX века Бедиа являлось единным селом. В 1925 году сельская община Бедиа была разделена на 3 сельсовета: Агу-Бедиа, Первая Бедиа, Вторая Бедиа [5]. До 1931 года все три сельсовета входили в состав Гальского уезда. Большинство населения в трёх бедийских сельсоветах, согласно данным переписи 1926 года, составляли этнические абхазы, однако для половины абхазов во Второй Бедии родным языком являлся мегрельский. В 1930 году в Абхазии состоялась административная реформа, заменившая старые уезды на районы, и была проведена новая граница между Очамчирским и Гальским районами. Сельсоветы Агу-Бедиа и Первая Бедиа были переданы Очамчирскому району; в 1955 году территория Первой Бедии вошла в состав Агубедийского сельсовета. На территории Второй Бедии, этнически тогда ещё абхазской, но преимущественно мегрелоязычной, был образован сельсовет Бедиа, который остался в составе Гальского района. В сельсовете Агубедиа была открыта абхазская школа, в сельсовете Бедиа — грузинская. До того дети со всей Бедийской сельской общины обучались в грузинской школе.

Начиная с 1930-х годов этнически абхазское население села Бедиа быстро грузинизируется, к 1950-м годам происходит полная смена этнического самосознания жителей Бедиа.

В ходе грузино-абхазской войны Бедиа, как и другие сёла Гальского района, находилась, в основном, под контролем грузинских войск. В районе села шли бои за контроль над городом Ткуарчал.

В 1994 году в Абхазии была проведена новая реформа административно-территориального деления, село Бедиа было передано из состава Галского района в состав Ткуарчалского.

Историческое деление

Село Бедиа исторически подразделяется на 10 посёлков (абх. аҳабла) [6]:

  • Абааж (Джиха)
  • Абака (Набака)
  • Бигуа (Сабигуо)
  • Гуарамиаа Рхабла (Гварамиепш Нахори)
  • Пшаур (Пшаури)
  • Сахахубио
  • Саматко
  • Санардо (Вторая Бедиа)
  • Чачба Яшта (Шарашиепш Нахори)
  • Эшкуара

Известные жители и уроженцы

Интересное

Бедийский соборправославный храм X века — находится за пределами современной территории села Бедиа, в соседнем селе Агубедиа.

Часть жителей села старшего поколения владеет абхазским языком, тогда как основным обиходным языком в Бедиа является мегрельский.

Использованные источники

  1. Переписи населения Абхазии 1886, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2003
  2. Пачулия В. П. Прошлое и настоящее абхазской земли. — Сухуми: Алашара, 1968, с.94
  3. Шухардт Г. О географии и статистике картвельских (южнокавказских) языков // СМОМПК. Вып. XXVI. — Тифлис, 1899, с.71
  4. Марыхуба И. Р. Ефрем Эшба (выдающийся государственный деятель). — Сухум: Алашара, 1997, с.305
  5. Кварчия В. Е. Историческая и современная топонимия Абхазии (Историко-этимологическое исследование). — Сухум: Дом печати, 2006, с. 130
  6. Кәарҷиа В.Е. Аҧсны атопонимика. - Аҟәа: 2002. - с.536 (абх.)

Бедиа (Абхазия).

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52