Адзюбжа

Расположение села Адзюбжа

Адзю́бжа — (абх. Аӡҩыбжьа) село в Очамчырском районе Абхазии. Расположено к западу от райцентра Очамчыра в равнинной полосе на побережье Чёрного моря в устье реки Кодор. До 1930-х годов в качестве официального названия наряду с «Адзюбжа» употреблялась форма Адзвибжа. В административном отношении территория села представляет собой Адзюбжинскую сельскую администрацию (абх. Аӡҩыбжьа ақыҭа ахадара), в прошлом Адзюбжинский сельсовет.

Содержание

Границы

На севере Адзюбжа граничит с селом Атара; на востоке — с Атарой и Аракичем; на юге — выходит к черноморскому побережью и граничит с селом Кындыг; на западе — по реке Кодор с Гульрипшским районом.

Население

Население[1] Адзюбжинского сельсовета по данным переписи 1989 года составляло 3567 человек. Нынешний этнический состав — абхазы.

В XIX веке в состав Адзюбжинской сельской общины также входило соседнее село Атара. По данным переписи населения 1886 года в селении Адзюбжа (без Атары) проживало православных христиан — 706 человек, мусульман-суннитов — 38 человек. По сословному делению в Адзюбже имелось 63 дворянина, 7 представителей православного духовенства и 674 крестьянина. Князей и представителей «городских» сословий в Адзюбже не проживало.

В конце XIX — начале XX века в Адзюбже оседает большое число мегрелов и армян, появляются русские поселенцы.

В сталинский период в местность Агдарра на западной окраине села переселяют значительное количество мегрельских и лечхумских крестьян из западных районов Грузии[2]. Посёлку присваивается имя Ахалдаба (груз. «новый посёлок»). Таким образом к началу 1990-х годов численность грузинского и абхазского населения Адзюбжи становится примерно равной. В ходе грузино-абхазской войны Адзюбжа полностью контролировалась грузинской стороной, абхазская часть села была практически полностью разрушена, а этнически абхазское население покинуло его. После установления абхазскими войсками контроля над Адзюбжей осенью 1993 года уже грузинское население покидает село, а посёлок Ахалдаба подвергается разрушению.

После войны часть абхазов вернулась в Адзюбжу, но большинство переселилось в нижнюю зону Гульрипшского района и Сухум. В настоящее время число жителей Адзюбжи немногочисленно.

Год переписи Число жителей Этнический состав
1886 744 (без села Атара) абхазы 99,0%; грузины 1,0%
1926 1.275 абхазы 59,8%; грузины 27,5%; армяне 8,9%; русские 3,0%
1959 2.834 абхазы, грузины (нет точных данных)
1989 3.567 абхазы, грузины (нет точных данных)

Историческое деление

Село Адзюбжа исторически подразделяется на 8 посёлков (абх. аҳабла):

  • Агдарра (Ахалдаба)
  • Адзюбжа Ахабла (собственно Адзюбжа)
  • Ахыуаа
  • Баглан
  • Балан
  • Допуакыт
  • Цкургил (Адзых-Ага)
  • Джобриа (Аджблыра)

Интересное

Адзюбжа является местом проживания особой этно-расовой группы — абхазских негров. Нет точных сведений о том, как и когда африканцы попали в Абхазию. Известно, что уже в XIX веке все они говорили только по-абхазски и считали себя абхазами. В настоящее время большая часть адзюбжинских негров сильно метисирована, многие покинули село, осев в других частях Абхазии и за её пределами.

Сюжет рассказа Максима Горького «Рождение человека» разворачивается в окрестностях Адзюбжи. В 1980-х годах адзюбжинский роддом в честь этого рассказа был назван «Рождение человека».

Семье основателя абхазской письменной литературы Дмитрия Гулиа, после возвращения на родину из Османской империи, как и другим гумским абхазам-махаджирам, не было позволено поселиться в родном селе Уарча на левобережье Кодора (ныне Гульрипшский район). Гулиа осели в соседнем абжуйском селе Адзюбжа.

В 2006 году была вновь введена в эксплуатацию не работавшая в течение 13 лет электроподстанция «Адзюбжа-110». Подстанция обеспечивает энергией сёла Адзюбжа, Атара, Кындыг и Аракич[3].

Известные уроженцы

Использованная литература

  1. Кварчия В. Е. Историческая и современная топонимия Абхазии (Историко-этимологическое исследование). — Сухум: Дом печати, 2006—328 с.
  2. Кәарҷиа В.Е. Аҧсны атопонимика. - Аҟәа: 2002. - 686 д. (абх.)

Примечания

  1. Переписи населения Абхазии 1886, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2003
  2. Багапш Н. В. Формирование этнической мозаики Абхазии
  3. ИА REGNUM

Адзюбжа.

© 2021–2023 sud-mal.ru, Россия, Барнаул, ул. Денисова 68, +7 (3852) 74-95-52