Адзю́бжа — (абх. Аӡҩыбжьа) село в Очамчырском районе Абхазии. Расположено к западу от райцентра Очамчыра в равнинной полосе на побережье Чёрного моря в устье реки Кодор. До 1930-х годов в качестве официального названия наряду с «Адзюбжа» употреблялась форма Адзвибжа. В административном отношении территория села представляет собой Адзюбжинскую сельскую администрацию (абх. Аӡҩыбжьа ақыҭа ахадара), в прошлом Адзюбжинский сельсовет.
Содержание |
На севере Адзюбжа граничит с селом Атара; на востоке — с Атарой и Аракичем; на юге — выходит к черноморскому побережью и граничит с селом Кындыг; на западе — по реке Кодор с Гульрипшским районом.
Население[1] Адзюбжинского сельсовета по данным переписи 1989 года составляло 3567 человек. Нынешний этнический состав — абхазы.
В XIX веке в состав Адзюбжинской сельской общины также входило соседнее село Атара. По данным переписи населения 1886 года в селении Адзюбжа (без Атары) проживало православных христиан — 706 человек, мусульман-суннитов — 38 человек. По сословному делению в Адзюбже имелось 63 дворянина, 7 представителей православного духовенства и 674 крестьянина. Князей и представителей «городских» сословий в Адзюбже не проживало.
В конце XIX — начале XX века в Адзюбже оседает большое число мегрелов и армян, появляются русские поселенцы.
В сталинский период в местность Агдарра на западной окраине села переселяют значительное количество мегрельских и лечхумских крестьян из западных районов Грузии[2]. Посёлку присваивается имя Ахалдаба (груз. «новый посёлок»). Таким образом к началу 1990-х годов численность грузинского и абхазского населения Адзюбжи становится примерно равной. В ходе грузино-абхазской войны Адзюбжа полностью контролировалась грузинской стороной, абхазская часть села была практически полностью разрушена, а этнически абхазское население покинуло его. После установления абхазскими войсками контроля над Адзюбжей осенью 1993 года уже грузинское население покидает село, а посёлок Ахалдаба подвергается разрушению.
После войны часть абхазов вернулась в Адзюбжу, но большинство переселилось в нижнюю зону Гульрипшского района и Сухум. В настоящее время число жителей Адзюбжи немногочисленно.
Год переписи | Число жителей | Этнический состав |
---|---|---|
1886 | 744 (без села Атара) | абхазы 99,0%; грузины 1,0% |
1926 | 1.275 | абхазы 59,8%; грузины 27,5%; армяне 8,9%; русские 3,0% |
1959 | 2.834 | абхазы, грузины (нет точных данных) |
1989 | 3.567 | абхазы, грузины (нет точных данных) |
Село Адзюбжа исторически подразделяется на 8 посёлков (абх. аҳабла):
Адзюбжа является местом проживания особой этно-расовой группы — абхазских негров. Нет точных сведений о том, как и когда африканцы попали в Абхазию. Известно, что уже в XIX веке все они говорили только по-абхазски и считали себя абхазами. В настоящее время большая часть адзюбжинских негров сильно метисирована, многие покинули село, осев в других частях Абхазии и за её пределами.
Сюжет рассказа Максима Горького «Рождение человека» разворачивается в окрестностях Адзюбжи. В 1980-х годах адзюбжинский роддом в честь этого рассказа был назван «Рождение человека».
Семье основателя абхазской письменной литературы Дмитрия Гулиа, после возвращения на родину из Османской империи, как и другим гумским абхазам-махаджирам, не было позволено поселиться в родном селе Уарча на левобережье Кодора (ныне Гульрипшский район). Гулиа осели в соседнем абжуйском селе Адзюбжа.
В 2006 году была вновь введена в эксплуатацию не работавшая в течение 13 лет электроподстанция «Адзюбжа-110». Подстанция обеспечивает энергией сёла Адзюбжа, Атара, Кындыг и Аракич[3].
Адзюбжа.